Строительство метро — обязательный признак любого преуспевающего мегаполиса. Однако в нынешних экономических условиях новые станции и перегоны в городах России появляются редко: их строительство чрезвычайно затруднено из-за недостатка финансирования. Но, несмотря на эти проблемы, Самарский метрополитен уже скоро сможет, пригласить пассажиров на новую станцию -«Российскую», пуск которой намечен на сентябрь 2006 года.

Потребность в скорейшем открытии «Российской» оправдана: сейчас поезда на станции «Московской» работают «челноком». И те пассажиры, которые добираются до центра города — пр. Масленникова, Московское шоссе, ул. Киевская — именно на подземке, хорошо знают, как это неудобно. Интересный факт: некоторые из них и по сей день не знают, что конечная станция самарского метрополитена не Гагаринская», а «Московская»!

Так что пуска станции «Российской» ждут не только ее строители, но и пассажиры: неоценимое удобство — за 15 минут добраться от Юнгородка до «Звезды», проспекта Ленина, монумента Ракеты.

Станция «Российская» самарского метро строится на протяжении 10 лет. Сейчас она находится в стадии готовности на 80%, уже закончена проходка тоннелей, уложен путь, выполнены работы на притоннельных сооружениях, смонтирована платформа. Строители приступили к отделочным работам, ведут работы на вестибюле, монтируют наземный вестибюль, который будет использован только как пожарный выход (станция будет работать с одним вестибюлем).

Спускаясь под землю по необорудованной лестнице, удивляешься необычному строению станции. Отличие ее от других можно заметить сразу: «Российская» — единственная в Самаре станция с береговыми платформами.

Как рассказал журналистам заместитель Департамента по строительству и архитектуре администрации города Самары Константин Эдгарович Нейфильд, в строительстве активно используются новые технологии: например, эта станция монтируется в монолитном варианте; строители в целях экономии средств отказались от сборного железобетона. Здесь будет работать КАСДУ — комплексная автоматизация системы дистанционного управления, которая контролирует всю жизнедеятельность комплекса: автоматический график движения поездов, технические параметры воздуха и т.д., что, безусловно, повышает безопасность пассажиров.

Кстати, на заседании антитеррористической комиссии, которая прошла под руководством Главы города Георгия Лиманского, серьезное внимание было уделено вопросам безопасности и антитеррористической защиты объектов повышенного значения, к которым относится и метрополитен.

— Отделка потолков особым материалом снизит стоимость и увеличит время эксплуатации, — показывает уже смонтированные плиты Константин Нейфильд, — воздух будет намного чище, нежели при чистовой отделке, имеющейся на других станциях. Для отопления станции применена система «Электротерм», которая не требует дополнительных расходов на строительство сооружений, связанных с обеспечением тепло-влажностного режима. Мы отказались и от эскалаторов: невысокий пешеходный переход соответствует всем нормативам. На станции будут размещены новые люминесцентные светильники, которые значительно улучшат освещение и будут иметь защиту от вандалов.

— А насколько стратегически важен пуск «Российской » для самарского метрополитена?

— После ввода «Российской» заработает в проектном режиме и станция «Московская», сократятся интервалы движения поездов, прибавится количество пассажиров. На данный момент пассажиропоток составляет до 130 тысяч пассажиров в день, что значительно разгружает наземный транспорт, и это число значительно вырастет.

На данный момент для ввода станции требуется еще 300 миллионов рублей, по предварительным данным эти средства будут заложены в бюджетах всех уровней на будущий год. Федеральный бюджет несет нагрузку на 20%, остальные средства обеспечивают субъект Федерации и муниципалитет Самары. Федеральных денег явно недостаточно: в соответствии с бюджетом в будущем году на строительство метрополитена в 11 городах России будет выделено всего 2,8 миллиардов рублей, а технологически защищенная потребность составляет около 17 миллиардов. Предположительно, Самара из этих 2,8 миллиардов получит 144 миллиона, что и позволит осуществить пуск станции «Российской».

Алина САЗОНОВА.

«Самарская газета» № 223 (3279) от 6.12.2005.

*