С начала года в Самарской области десяти автошколам приостановили лицензии на все виды деятельности. А работа еще полутора десятков приостанавливалась по отдельным позициям, не соответствующим условиям лицензирования. Основной недостаток — несоответствие материальной базы школ предъявляемым к учебному процессу требованиям.

Сегодня в регионе действует порядка 130 автошкол. Чуть более половины из них находится в Самаре и Тольятти. Ежегодно через эти школы проходит около пятидесяти тысяч курсантов.

Организовать такое учебное заведение сейчас, согласно действующему законодательству, может любая организация, располагающая соответствующей материальной базой и преподавательскими кадрами и получившая лицензию в областном министерстве науки и образования (с некоторых пор подготовка водителей приравнена к получению профессионального образования). Сотрудники ГИБДД в результате оказались в стороне от этого процесса. Их участие в нем сводится лишь к тому, что совместно с центром лицензирования министерства они проверяют наличие материальной базы и принимают экзамены.

— И зачастую мы сталкиваемся с очень неприятными ситуациями, — рассказывает корреспонденту «РГ» старший госинспектор областного управления ГИБДД майор Борис Бобыкин. — На момент лицензирования учебный класс выглядит как картинка. В наличии все необходимые плакаты, макеты двигателей и т.д. Учебные автомобили, что называется, с иголочки.

Преподаватели высшей квалификации. Словом, нет никаких претензий, сплошное восхищение. А стоит приехать в такую школу, только что получившую лицензию, где-нибудь через месяц-другой, обнаруживаешь, что от недавней роскоши остались одни лохмотья. Все объясняется очень просто. На момент проверки готовности к лицензированию все оборудование, а зачастую и преподавателей, берут «напрокат» у коллег. Начинаешь проверять качество обучения, и выясняется, что по документам курсанты прослушали, к примеру, сто часов теоретической подготовки, а на практике их было всего двадцать. А многие курсанты и эти-то два десятка благополучно прогуляли. Но руководство школы по непонятным причинам, а скорее всего, по весьма понятным (обучение-то платное), закрывает на это глаза. Аналогичная картина и с практической подготовкой — вождением. Но если незнание материальной части в будущем принесет неприятности лишь самому водителю, то поверхностное знание правил дорожного движения и отсутствие необходимых навыков вождения чреваты уже большими трагедиями.

Не спасает положение дел и наша жесткость на экзаменах, которые ведь своего рода лотерея, их иногда легко может сдать и двоечник. Что порой и происходит, хотя с первого раза экзамены сдают только около семидесяти процентов выпускников автошкол. В результате на наших дорогах и появляются водители-недоучки. К примеру, с начала года начинающие водители совершили около восьми процентов всех ДТП. Около 70 процентов виновников — выпускники тольяттинских автошкол.

Конечно, обнаружив те или иные нарушения, мы тут же сообщаем о них в министерский центр лицензирования. Там на них реагируют: приостанавливают действие лицензии до устранения недостатков. Школа снова берет напрокат все что нужно и вновь приступает к работе. А потом опять начинается сказка про белого бычка…

Выход из положения начальник отделения регистрационно-экзаменационной работы областного управления ГИБДД подполковник Геннадий Славинский видит в укрупнении автошкол и передаче их лицензирования из Минобразования в ГИБДД. Кроме того, по его мнению, лицензию при обнаружении серьезных нарушений в работе нужно не приостанавливать, а отзывать с наложением очень большого штрафа. Без жесткого отношения к подготовке водителей нам никогда не решить проблему безопасности на дорогах, которой недавно уже озаботился и президент России.

«Российская газета» № 274 (3943) от 6.12.2005

*