Налог лошадиной силы. Сенаторы предлагают в пять раз увеличить с 1 января 2006 года базовую ставку транспортного налога
Согласно предложенному Советом Федерации законопроекту, с 2006 года нужно впятеро увеличить ставку транспортного налога. Документ в ближайшее время будет передан в Госдуму. Новые налоги рискуют сделать нерентабельными не только грузовые, но и пассажирские автоперевозки, с одновременным удорожанием самих автомобилей.
Попытки такой «акции» уже предпринимались, но эксперты исполнительной и законодательной властей давали отрицательное заключение по этим новшествам, утверждая, что они, кроме фискальных выгод, рискуют обанкротить автоперевозки и создать немалые проблемы для многих автовладельцев. Но идея, что называется, в архивы отнюдь не попала.
Очевидно, что налоговые издержки будут «переноситься» на потребителей транспортных услуг, что, по некоторым оценкам, увеличит цены на билеты минимум на треть. В то же самое время в большинстве регионов не будет возможности компенсировать льготным категориям пользователей стоимость таких услуг. Тем более, в условиях хронического дефицита денег в региональных бюджетах на социальные и смежные расходы, увеличивающегося и вследствие обесценивания рубля.
Дело в том, что минимум 65 процентов всех автотранспортных предприятий в РФ ныне работают себе в убыток и, плюс к тому, износ совокупного межобластного и межгородского автопарка ныне превышает 70 процентов. А это сдерживает и высокоприбыльные международные туристические автоперевозки в России и из России, в том числе в ближнее зарубежье. Зато до 70, а то и до 80 процентов расходов таких предприятий покрывается, во-первых, за счет пассажиров, а во-вторых — минимальным штатным расписанием.
Новые ставки налога наверняка приведут, самое меньшее, к 15-20-процентному удорожанию легковых автомобилей, причем без учета их качественных параметров и динамики спроса-предложения. Следствием же этой ситуации вполне может стать ускоренное подорожание нефтепродуктов, ибо и поставщикам топлива придется «дотягивать» уровень собственной рентабельности к новому транспортному налогу, предопределяющему расценки на транспортное, топливное и т.п. обслуживание. Если же это, например, борьба с «переизбытком» автотранспорта в крупных городах-мегаполисах, то обернется она общероссийским удорожанием именно всех товаров и услуг.
Некоторые специалисты предлагали и предлагают дифференцировать увеличение транспортного налога в зависимости от экологичности двигателей и используемого топлива, даты изготовления, количества зарегистрированных автомобилей и т.п. факторов. Но, похоже, такие аргументы пока отвергнуты.
Справка «РБГ»
Транспортный налог действует с 2003 года (вместо прежнего налога с автовладельцев). Размер платежей зависит от мощности автомобиля. Но от транспортного налога пока освобождены «малолитражки», то есть модели мощностью до 70 лошадиных сил включительно (например, «Ока» и «Таврия»). Другие ставки пока таковы:
71-100 л.с. 350-500 руб.
101-150 700-1050
151-200 1500-2000
201-250 3000-3750.
«Российская газета» №274 (3943), 6.12.05
***