Как стало известно Ъ, «Рособоронэкспорт» приступил к реформе структуры управления на АвтоВАЗе. Одной из ее целей является отстранение менеджеров, близких к группе компаний (ГК) СОК, от ключевых должностей на автозаводе. Отметим, что по соглашению АвтоВАЗа с подконтрольным СОК ООО «Соло» это ООО является эксклюзивным дистрибутором на вторичном рынке запчастей завода, а за прекращение контракта с ним автозаводу грозит штраф в размере 14 млрд руб.

Бывший председатель совета директоров АО «Авто-ВАЗ» Владимир Каданников Фото: Сергей Пономарев / Коммерсантъ

Как сообщил Ъ источник на АвтоВАЗе, в ближайшее время с предприятия могут уйти начальник управления поставок автомобилей на внутренний рынок Юрий Амелин и директор по организации поставок автомобилей и запчастей Александр Наметкин. Оба они выходцы из ГК СОК: до прихода на АвтоВАЗ господин Амелин был вице-президентом СОК, а Александр Наметкин возглавлял ОАО «Самара-Лада», входящее в структуру группы. Сейчас господа Амелин и Наметкин работают в департаменте по маркетингу, сбыту и техническому обслуживанию автомобилей.

Кроме того, в штатное расписание предприятия может быть введена новая должность исполнительного директора, занять которую будет предложено Виталию Вильчику. Но, как считает собеседник Ъ на заводе, эта должность будет скорее декоративной, а реальные рычаги управления предприятием будут у руководителя департамента «Рособоронэкспорта» Игоря Есиповского, который, вероятно, займет пост гендиректора АвтоВАЗа. Согласится ли на такие условия Виталий Вильчик, проработавший на АвтоВАЗе больше 30 лет, пока неизвестно.

Более 60% голосующих акций АвтоВАЗа (52,3% уставного капитала) находится в перекрестном владении его дочерних структур: 38,2% – у AVVA (принадлежит АвтоВАЗу на 84,95%), 23,6% – у ЦО АФК (принадлежит АвтоВАЗу, AVVA и ЗАО «Фитом», где совладельцами являются топ-менеджеры АвтоВАЗа, в том числе Владимир Каданников, 15% – у фирмы «Форус»). Внешэкономбанк владеет около 7% акций, 15,69% находится в управлении ЗАО «Депозитарно-клиринговая компания». Около 15% акций завода обращается на рынке.

По мнению источника, близкого к нынешнему руководству АвтоВАЗа, ожидаемый уход Юрия Амелина и Александра Наметкина связан с реформой управления, которую проводят сейчас антикризисные менеджеры, командированные на АвтоВАЗ «Рособоронэкспортом» и Внешторгбанком. Эти госструктуры выдвинули в совет директоров 5 кандидатов из 12 (см. Ъ от 21 ноября).

Сейчас СОК обеспечивает до 50% поставок компонентов на АвтоВАЗ, а также контролирует сбыт его продукции и вторичный рынок запчастей. «Это самые денежные должности на АвтоВАЗе, и с приходом «Рособоронэкспорта» на них наверняка будут назначены другие люди»,– пояснил собеседник Ъ.

По его словам, вслед за господами Амелиным и Наметкиным АвтоВАЗ могут покинуть и другие менеджеры, близкие к СОК. По неофициальным данным, пока предприятием руководил Владимир Каданников, в структурах АвтоВАЗа их было порядка 30%. Не исключено также, что «Рособоронэкспорт» попытается пересмотреть договор АвтоВАЗа с подконтрольным СОК ООО «Соло», в соответствии с которым «Соло» является эксклюзивным дистрибутором запчастей на вторичном рынке. Отметим, что АвтоВАЗ не может отказаться от этого сотрудничества в одностороннем порядке: согласно договору, только за прекращение контракта на эксклюзивные поставки СОК запчастей на вторичный рынок автозаводу грозит штраф в размере 14 млрд руб. (см. Ъ от 27 августа).

Господа Амелин и Наметкин не подтвердили и не опровергли информацию о своем уходе с АвтоВАЗа. Главный конструктор АвтоВАЗа Владимир Губа заявил Ъ, что ему неизвестно о кадровых перестановках на предприятии и что «никаких новых людей на АвтоВАЗе он не видел». Замгендиректора «Рособоронэкспорта» Владимир Артяков (он считается наиболее вероятной кандидатурой на пост председателя совета директоров АвтоВАЗа) заверил Ъ в том, что ему неизвестно о намерении «Рособоронэкспорта» отставить экс-менеджеров СОК от руководства подразделениями АвтоВАЗа. «Пока не могу сказать, как будут строиться отношения с СОК, поскольку я еще не избран в совет директоров. Но могу с уверенностью заявить, что для АвтоВАЗа важнее всего прозрачность отношений со своими поставщиками и рыночная целесообразность»,– сказал он. В СОК от официальных комментариев отказались.

НИКОЛАЙ Ъ-СЕМЕНОВ, Тольятти; ДМИТРИЙ Ъ-БЕЛИКОВ

№ 229 (№ 3313) от 06.12.2005, ВТ

"Коммерсантъ"

***