Слишком высокий класс. Россия еще не готова к сборке Merсedes, считают в DaimlerChrysler
Стала известна причина, из-за которой DaimlerChrysler приостановил переговоры о создании сборочного производства в России. Германский концерн думал построить в Санкт-Петербурге завод мощностью 30 000 автомобилей, включая и представительский Merсedes S-класса. Но эта машина слишком высокотехнологична, чтобы полностью доверить ее сборку россиянам, считают в концерне, а тогда невозможен дающий экономию режим “промышленной сборки”, говорят российские чиновники.
DaimlerChrysler впервые сообщил о намерении начать производство Merсedes в России более года назад. Место для будущего завода выбрали в Санкт-Петербурге, а названная сумма возможных инвестиций превышала $100 млн. Проектом заинтересовался президент Владимир Путин, который сам ездит на Merсedes. Председатель правления DaimlerChrysler Юрген Шремп лично пообещал в мае, что “осенью с российского конвейера сойдут первые Merсedes”. Но конвейера до сих пор нет.
Питерские власти зарезервировали для германцев 100 га земли в Шушарах — неподалеку от строящегося завода Toyota. Мощность предприятия должна была составить 30 000 автомобилей в год, и там бы выпускались шесть моделей Mercedes, включая престижный S-класс (стоят от 150 000 евро). “Их планировалось собирать от 700 до 1000 в год”, — пояснил источник в правительстве города. Но при предварительном согласовании инвестиционного соглашения с Минэкономразвития именно по S-классу, единственной из предложенных моделей, у чиновников и представителей DaimlerChrysler мнения разошлись. “Немцы объяснили, что это высокотехнологичный автомобиль, поэтому часть электроники и других узлов должна монтироваться еще в Германии, поскольку в России невозможно обеспечить нужное качество”, — говорит федеральный чиновник. Но постановление о промышленной сборке четко ограничивает исчерпывающий список автокомплектующих, которые ввозятся беспошлинно или по 3%-ной ставке вместо 15%. Частично собранные узлы для Mercedes S-класса под действие этого постановления не попадают, а значит, режим “промышленной сборки” исключается. “Изменить условия постановления специально для DaimlerChrysler мы не можем, — резюмирует федеральный чиновник. — Но это не препятствие для остальных пяти моделей”. Он отрицает, что DaimlerChrysler окончательно отказался от планов строительства завода. А другой источник “Ведомостей” уверяет, что лишь на прошлой неделе германцы обсуждали свой проект в администрации Санкт-Петербурга. В штутгартском офисе DaimlerChrysler “Ведомостям” заявили, что окончательное решение о строительстве завода в России не принято.
Независимый эксперт авторынка Сергей Алексейчук уверен, что DaimlerChrysler просто капризничает. “Экономического смысла в том, чтобы так держаться за возможность сборки 1000 Mercedes S-класса, нет”, — считает он. По его мнению, Mercedes вообще пока рано выпускать в России, ведь их не так много продается. По итогам девяти месяцев этого года компания реализовала 3272 Mercedes, причем лидером продаж был Е-класс (1203 шт.), затем С-класс (974 шт.) и только потом S-класс (490 шт.). Ту же причину называл ранее “Ведомостям” источник, осведомленный о российском проекте DaimlerChrysler. Они хотят делать 30 000 Mercedes, но их просто невозможно продать в России, пояснил он. “Мы за девять месяцев увеличили продажи по сравнению с тем же периодом прошлого года на 53%, а по году продадим около 6000 автомобилей”, — рассказывает представитель Audi. Он не видит экономического смысла в организации сборочного производства машин премиум-класса при нынешнем состоянии рынка. Аналитик Объединенной финансовой группы Елена Сахнова отмечает, что этот сегмент в России вообще растет медленно, но запуск местного производства помог бы DaimlerChrysler увеличить продажи. “Сейчас автомобиль E-класса стоит около $72 000, а локальная сборка может удешевить его до $54 000, — полагает она. — Это наверняка повысит спрос”. А 10-15%-ное снижение цен позволит DaimlerChrysler продавать до 20 000 машин в год, считает начальник отдела продаж компании “Звезда Невы” (петербургский дилер Mercedes) Максим Вирченко.
Юлия Федоринова, Анастасия Бокова, Анатолий Темкин
Ведомости 05.12.2005, №228 (1509)
*