Ровно в 8 вечера избирком сообщил — явка избирателей на выборах в Московскую городскую думу 4-го созыва составила 33%. Это предварительные данные. И они чуть выше, чем в 2001 году: тогда на этот час было 29,71% от более чем шестимиллионной армии столичных избирателей.

Но в 2001 году еще не было череды «оранжевых революций» у соседей, «объединенных демократов» и бурных дискуссий о «партийном правительстве». Поэтому нынешние выборы, даже с этой чуть улучшенной явкой, могут смело претендовать на главное политическое разочарование года.

Еще накануне голосования эксперты в один голос утверждали, что выборы в Мосгордуму — лишь репетиция кампании 2007 года. От того, как проголосуют москвичи, самая обеспеченная и де-факто политизированная аудитория России, будет зависеть чуть ли не судьба страны. По крайней мере, станет ясно, в какую сторону общество будет двигаться.

И вот столица проголосовала. Еще досконально не ясно, за кого и как, но главный вывод уже сделан — самый продвинутый избиратель фактически проигнорировал выборы. Потому что 33% для столицы державы, это, мягко говоря, несерьезно. Москвичи не поддержали «оранжевых» надежд демократов. Отказались одобрить и нынешнюю «стабильность» партии, претендующую на единоличную власть. И уж, конечно, глубоко разочаровали, всех «антиоранжистов», готовых бросить вызов любому майдану. Оказалось, что давать отпор в столице некому — народу выборы не нужны.

«хунвэйбины» на страже «цветной революции»

Участникам выборов в Мосгордуму удалось провести едва ли не самую мирную избирательную кампанию за последнее время. В единственном возникшем скандале засветилась лишь партия «Родина», поплатившаяся участием в предвыборной гонке за одиозный видеоролик.

В итоге противостояние политиков вместо ожидаемых массовых уличных выступлений и ярких скандалов выродилось в заочную дуэль оппозиционных наблюдателей и активистов пропрезидентского движения «Наши». Оппозиция сразу заподозрила неладное в желании прокремлевской молодежи поработать на выборах наблюдателями. «Эти хунвейбины призваны легализовать возможные фальсификации при подсчете голосов», — горячился зампред «Яблока» Сергей Митрохин.

Вчера рано утром, когда по Москве только открывались избирательные участки, в штабе «Наших» бурлила жизнь. В квартире в жилом доме на Большой Ордынке беспрестанно раздавались телефонные звонки, сновали озабоченные активисты. К началу выборов в резиденции был усилен режим. «С 1 ноября вход только по пропускам», — напоминала охране грозная надпись, висящая над столом.

«Тени и комиссары»

Спецоперацией по противодействию на выборах оппозиционным наблюдателям руководил технический директор московского отделения «Наших» Алексей Митрюшин. Именно его как одного из лидеров группировки фанатов ЦСКА Galant steeds представители оппозиции обвиняли в организации серии нападений политических оппонентов. «Да я тут не руковожу, скорее советы даю ребятам», — ухмылялся Митрюшин, сидя в кабинете лидера «Наших» Василия Якеменко. За спиной Алексея на стене висел огромный плакат: «Леха, держись! Мы с тобой!» со странной подписью «тени и комиссары».

Пропрезидентские активисты еще за месяц до выборов четко понимали отведенную им роль. «Если кто-то в оппозиции попытается устроить свой псевдомайданчик, то мы в состоянии в течение считанных часов ответить им настоящим майданом», — храбрился в беседе с «Газетой» в преддверии выборов глава «Наших» Василий Якеменко. В штаб-квартире «Наших», как и обещали, загодя подготовились к возможному уличному противостоянию с оппозицией. «Мы готовы к майдану, если надо будет, к вечеру соберем 5 тысяч человек спокойно», — поигрывая мобильным телефоном, уверял Митрюшин.

Впрочем, основное соперничество между лояльной власти молодежью и оппозицией разыгралось на избирательных участках.

«Попробуй им втюхать для начала письменную жалобу, а потом уже в штаб звони», — консультировал наблюдателя по телефону преподаватель элитной Московской государственной юридической академии Егор Дорошенко. По версии «Наших», нарушений на выборах было много, но все они незначительны. «Вот, к примеру, у нас парень на участке захотел пофотографировать, а его в чулане заперли», — жаловался Дорошенко.

Обещаний не сдержали

Корреспондент «Газеты», объехав на юго-западе Москвы три избирательных участка, так и не обнаружил там ни одного «нашиста»-наблюдателя. Впрочем, оппозиция тоже не спешила проявить себя. Дмитрий Рогозин, лидер «Родины», отстраненной от участия в предвыборной гонке, еще в начале ноября «в случае массовых фальсификаций» обещал вывести на улицы «десятки тысяч людей». Однако «родинцы» не рискнули провести запланированный в пятницу несанкционированный митинг перед зданием Верховного суда на Поварской улице. «Там стояли два автобуса с ОМОНом, мы решили не подставлять людей», — объяснили «Газете» свою неудачу в партии «Родина». Демократы, объединившиеся на выборах в Мосгордуму на базе партии «Яблока», тоже не сдержали своих предвыборных обещаний. Предполагалось, что в день голосования на избирательные участки придут в качестве наблюдателей от либералов более сотни виднейших представителей творческой интеллигенции. Среди них экономист Евгений Ясин, актриса Наталья Фатеева, карикатурист Андрей Бильжо, глава фонда «Индем» Георгий Сатаров, правозащитница Людмила Алексеева. Однако в день выборов в штабе демократов так и не смогли назвать ни одного избирательного участка, где можно было бы застать знаменитых наблюдателей.

Обещанного всплеска политической активности не обнаружилось даже в обители вольнодумного студенчества — в избирательном участке главного здания МГУ на Воробьевых горах. Сонные студенты, шаркая шлепанцами, одетыми на босу ногу, лениво переговаривались в полупустом зале, стоя в очереди за бюллетенями. Юных избирателей не воодушевил даже визит пришедшего проголосовать лидера молодежного либерального движения «Оборона» Ильи Яшина, баллотировавшегося в Мосгордуму. «У нас тут женщина какая-то странная от Шендеровича приходила, на скандал подбивала. А в целом все нормально», — рапортовал Яшину наблюдатель от «Яблока». Тот одобрительно кивнул и отправился опускать свой бюллетень под прицелом одинокой камеры датского телевидения. «Нарушений много, особенно беспредельный Солнцевский район», — переживал лидер «Обороны». По его словам, в Солнцево с избирательных участков удалили около десятка наблюдателей, многим из них уже заранее отказались выдавать копии протоколов с итогами голосования.

«Майданов не будет»

Впрочем, старшие товарищи Ильи Яшина ждали самых серьезных нарушений уже после закрытия избирательных участков. Хотя зачем? Даже в случае массовых фальсификаций оппозиционеры заранее отказались идти по стопам «оранжевых» единомышленников с Украины. «Никаких майданов не будет. Мы партия конституционная. Если мы не признаем результаты выборов, то будем оспаривать их в суде», — отрезал в беседе с «Газетой» Никита Белых, лидер Союза правых сил. Оппозиция уже имеет печальный опыт судебных тяжб по выборам в Госдуму 2003 года. Напомним, что в минувшем феврале представители КПРФ, «Яблока» и «Комитета-2008» уже проиграли свой иск в Верховном суде с требованием отменить итоги выборов в нижнюю палату парламента.

Айдар Бурибаев, Марат Хайруллин

«Газета» №230 от 05.12.2005г.

www.gzt.ru

*