Третьяковская галерея все уверенней прощается с имиджем сокровищницы национального искусства. Почти сразу после нашумевшей выставки Энди Уорхола в ее залах открылась выставка известного мюнхенского художника Уго Досси.

Творческим методом Уго Досси является всестороннее изучение и освоение подсознательного в искусстве. Некий немецкий профессор, куратор кассельской «Documenta», не зря обозвал мастера «художником науки». Исследуя границы подсознательного с типично немецкой дотошностью, Уго Досси обращался за помощью к гипнотизерам и психоаналитикам. Результатом становились совместные исследования-проекты, например, голова Нефертити, покрытая золотыми каракулями пациентов, находящихся в глубоком гипнотическом сне. По сравнению с заумными экспериментами Досси фантазеры-дадаисты с их автоматическим письмом смотрятся примерно так же, как первый паровоз рядом с локомотивом навороченного Eurostar.

В 1975 г. совместно с учеными-математиками из Общества поощрения наук им. Макса Планка Досси разработал математическую модель «Граница мыслимого» – специальный проект для «Documenta 6». Он также проводил опыты по художественному отображению бессознательного под воздействием гипноза при поддержке профессора психологии Марко Маргнелли из Милана. Его проекции подсознательного в инсталляциях и видеоработах (Documenta 8, 1986, Венский Музей современного искусства, 1994, Мюнхенский Дом искусств, 2004) стали практическим результатом и реализацией экспериментов по психологии восприятия. Они представляют собой перенос сугубо научных методов в пространство искусства.

Проект «Элементы красоты» обращается к классической творческой и культурно-исторической тематике первоэлементов вселенной в новом свете – в форме наводящей на размышления инсталляции с мультимедийным отображением образов – сочетания конкретных объектов, световой графики и видеопроекций. Уго Досси ассоциирует с классическими первоэлементами – огнем, водой, землей и воздухом – такие элементы прекрасного, как напористость, изменчивость, концентрацию и неуловимость.

Человеческое мышление интересует художника в самых разных аспектах. Одной из ключевых тем, представленных на выставке «Элементы красоты», стала шахматная игра. Ведь в момент партии игрок находится в состоянии крайнего нервного возбуждения, нередко граничащего с гипнотическим трансом. Процессы, происходящие в голове профессионального шахматиста, трудно описать словами (если, конечно, вы не Владимир Набоков), но прекрасно можно отобразить с помощью психоаналитического метода Уго Досси. Его цикл соляных работ «Высокое искусство шахмат» создан на основе партий наиболее важных турниров по классическим шахматам.

Отдельную, самостоятельную часть проекта составляет видеоинсталляция «Коллективный сон и четыре элемента». Две работы из этой серии уже неоднократно экспонировались в разных странах, в том числе на Биеннале в Буэнос-Айресе и на Мюнхенском кинофестивале. Зато два оставшихся элемента впервые выставляются в Москве.

Обе части проекта, представленные в едином комплексе, являют собой взаимодополняющую демонстрацию абсолюта прекрасного: светлое окружающее пространство с объектами материального мира и темное внутреннее пространство со светящимися виртуальными образами. Мир внутренних динамичных, пульсирующих образов при помощи постоянно изменяющихся сигналов напрямую обращается к фантазии и образному представлению зрителя, заставляя их работать особенно сильно. Застывший материальный внешний мир обращен, напротив, к рациональному мышлению, которое при максимальном напряжении – как, например, при игре в шахматы – высвобождается из привычных рамок и становится визуально осязаемым.

Одновременно с проектом Третьяковки в галерее «Стела Арт» (которая в будущем станет официальным представителем художника в России) открылась первая среди российских художественных галерей персональная выставка Уго Досси. В экспозицию вошла серия работ под названием «Нефер-тити», созданная в 2002 г. для презентации в Египетском музее в Берлине.

Анна ЛИНДБЕРГ

Утренняя газета

*