Знаменитой битве при Аустерлице — 200 лет. События разворачивались на территории современной Чехии. И в субботу там состоится грандиозное театрализованное представление. Около 4 тысяч энтузиастов, облаченных в форму солдат и офицеров русской, австрийской и французской армий, разыграют сражение «трех императоров».

Французская легкая артиллерия ведет огонь по русским позициям, что на правом фланге союзников. Для каждого из участников это больше, чем просто историческая игра. Это роль, которой живут профессионально, по-актерски, без всякой усмешки.

«Наш полк — первый гренадерский — стоял в резерве. Мы не участвовали в битве. Но мы присутствовали при ней», — рассказывает рядовой первого гренадерского полка французской армии Жан-Мари Эссик.

Достаточно сказать: «Я был при Аустерлице». И вам ответят: «Вот он, герой». Этими словами Наполеон приветствовал свои войска после битвы.

4 тысячи энтузиастов исторических обществ и клубов от России, Франции и Чехии до Канады и Австралии. Форма, знаки различия, оружие, знамена — в каждой детали историческая достоверность. Вот только погода 2 декабря 1805 года была другая, гораздо менее холодная и бесснежная. От неожиданного мороза, известного своей суровостью к великой французской армии, защищаются тоже только теми средствами, что и 200 лет назад: шерсть, мех и натуральная кожа. Никакого гортекса, хотя полностью без современных технологий обойтись не удается. Войска занимают те же позиции, что и тогда, под тем же солнцем Аустерлица.

Здесь, на поле под горой Суантон французские дивизии выстроились для завершающего наступления — к тому моменту судьба битвы под Аустерлицем была уже решена. Центр позиции союзников был прорван, и стоявшим на возвышенности войскам будущего героя Бородинского сражения генерала Багратиона пришлось отступать, чтобы избежать окружения.

Маршал Усульт — командующий четвертым корпусом французской армии, тем самым, что прорвал русско-австрийскую оборону, — на самом деле российский историк, кавалер ордена Почетного легиона Олег Соколов.

Четвертый гусарский полк французской армии тоже собирали по всей России.

«Военная история французской армии нам более интересна. Она более разнообразна. Это и дух революции, дух эпохи, свободного гражданина», — говорит член Военно-исторического клуба Петрозаводска Сергей Морозов.

«И потом в России русских войск и так много. Им же надо с кем-то сражаться», — добавляет член Военно-исторического клуба Санкт-Петербурга Анна Тимофеева.

Кавалерии под Аустерлицем и сегодня приходится тяжелее всего. Своих лошадей кавалеристы обеих армий получили только что в конюшне. В сражение придется идти не с проверенным другом, а с кем-то, чье имя и то порой не знаешь, только номер.

И еще одна вынужденная историческая погрешность – главные события на поле под Аустерлицем развернутся не ровно 200, а 200 лет и один день спустя, в субботу. Ведь в выходной зрителей можно собрать гораздо больше, а их здесь ждут почти 30 тысяч.

Иван Родионов

03.12.2005 11:36

Вести.Ru

*