Все больше россиян предпочитают встречать Новый год в другом городе или стране. Готовы ли перевозчики к «праздничному» наплыву пассажиров? Как выяснили корреспонденты «РГ», в железнодорожных кассах уже сейчас нет предновогодних билетов на многие направления. А чтобы отправить всех желающих отдохнуть на популярные заграничные курорты, столичные аэропорты будут вводить дополнительные рейсы.

Поездом

Уже сейчас в кассах нет предновогодних билетов на многие направления. Поэтому в декабре будет пущена дополнительно тысяча поездов. Лидерами по использованию резервных составов станут рейсы в Молдавию и на Украину. Успех объясняется просто: в России очень много работает граждан из стран СНГ, конечно, большинство из них намерены Новый год отмечать не вдали от дома, а на родине.

— Самый пиковый день уже много лет подряд на территории всей страны 30 декабря, — рассказала «РГ» сотрудник пресс-службы ОАО «Российские железные дороги» Оксана Быхова. — У нас иногда складывается такое чувство, что вся страна решила именно в этот день срочно сесть на поезд и уехать, причем все равно куда. Даже 31 декабря ажиотаж стихает, а затем и вовсе начинается спад. Стоит под парами специальный «детский состав», начальный пункт его отправления — Сочи (Северный Кавказ), а конечный — елка в Московском Кремле. По дороге поезд будет собирать детишек на праздник. Для него уже разработано собственное расписание.

В новогодние праздники в Великий Устюг, который считается резиденцией Деда Мороза, будут пущены специальные новогодние поезда из нескольких российских городов. Кстати, уже начали курсировать первые «детские» поезда в Великий Устюг, а к Новому году их количество возрастет. Желающие смогут отметить праздник с настоящим Дедом Морозом и в тот же день вернуться домой. Спецсоставы в сказку отправятся из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Перми, Набережных Челнов, Вологды и Череповца. Впрочем, возможно, что и этого окажется мало: в прошлом году в Великом Устюге побывали порядка 100 тысяч человек, а за 9 месяцев этого года — уже более 70 тысяч.

За границу уехать еще сложнее.

— Бронировать железнодорожные туры на сам Новый год мы начали еще с сентября, — говорит менеджер турфирмы, специализирующейся на поездках в Скандинавию, Анна Гололобова. — Когда Госдума утвердила график рабочих дней на январь, к нам тут же стали поступать заявки и на новогодние каникулы. Это при том, что отдых в Скандинавии с 1 ноября подорожал в среднем на 15 процентов. Сейчас у нас осталось несколько мест на дорогие туры с проживанием в четырех-, пятизвездочных отелях, потому что все средние варианты, как и относительно дешевые автобусные туры, уже раскуплены.

Самолетом

— Наш аэропорт под праздничную неделю людей отправляет по трем направлениям, — рассказал «РГ» ведущий сотрудник пресс-службы аэропорта Шереметьево Дмитрий Петроченко. — Первое и самое популярное — это горнолыжные курорты: Австрия, Франция, Италия. Эти страны популярны, соответственно, мы организуем дополнительные рейсы. Второе — чисто «рождественские страны»: Финляндия, Норвегия, Швеция. Туда охотно летают, но на билеты такого спроса, как у лыжников, нет. Третье — так называемые «традиционные» туристы, которые летят в Египет, Индию, Турцию. Кстати, в прошлом году лидером по отправленным пассажирам у нас была Прага. Мы в день отправляли до десяти самолетов! Представляете, сколько в этом городе было наших! Кстати, и в этом году скорее всего успех чешской столицы как места встречи Нового года сохранится.

Пиковое время как для заграничных, так и для внутрироссийского направлений — с 20 декабря по 15 января. Лидерами среди российских городов являются Петербург и Сочи. В прошлом году, например, аэропорты Пулково и Шереметьево вводили дополнительные рейсы на Москву и обратно.

— Чтобы не создавать трудности, мы на Новый год запускаем дополнительные рейсы или на уже существующих направлениях работают более вместительные самолеты, — сообщили «РГ» в пресс-службе группы Ист-Лайн. — Это касается направлений в города СНГ: Баку, Тбилиси, Ереван, Душанбе, Худжанд. Кроме того, подобная система применяется для популярных городов Германии: Мюнхен, Дюссельдорф, Берлин, Ганновер. Вводится ряд рейсов, которые выполняются только в новогодний период, в первую очередь это Финляндия и Швеция, за ним почти «ноздря в ноздрю» идут Словакия и Шри-Ланка. Однако нынешний сезон 2005/06 года у нас ознаменуется запуском сразу нескольких новых чартерных цепочек в те страны, куда раньше были рейсы только в новогодний период: остров Бали, Малайзия, китайский остров Хайнань и кубинский курорт Варадеро. Кроме этого, наш аэропорт Домодедово не так давно для удобства пассажиров увеличил провозные емкости на курорты Мальдивы и в Доминиканскую Республику.

Определяющий фактор в стоимости авиабилетов на горнолыжные курорты — подорожание горючего. Это особенно ощущается на альпийских направлениях, где стоимость турпакетов зависит как от авиационного керосина, так и от дизельного топлива. К примеру, последнее в Австрии и Франции за год подорожало в среднем с 0,98 до 1,1 евро за литр. Да и сами туры на горнолыжные курорты в эти страны недешевые. В Альпах этой зимой поднялись цены на отели на 1-3%, подорожали гостиницы в Андорре — там ввели новый 4%-ный налог, которым облагаются все услуги, связанные в том числе с туристической сферой, так что и предоставляемый сервис подорожал на 6 процентов. На австрийском рынке помимо общего повышения цен специалисты отмечают довольно неприятную для отечественных горнолыжников тенденцию: в так называемые «русские сезоны» — первые две январские недели, когда спрос наиболее активен — здесь больше не снижают цены.

В этом году турфирмы столкнулись с еще одной проблемой — 31 декабря приходится на субботу, а это традиционный «заездный» день на основной массе горнолыжных курортов. Эксперты единогласно высказывают опасение, что вылет за несколько часов до Нового года не вызовет большого интереса у наших сограждан, однако иностранные фирмы в большинстве своем пока не готовы идти навстречу российским операторам и менять день заезда. Поэтому наши туроператоры либо предлагают туристам вылететь 28 декабря, либо продолжают переговоры (и в последнем случае еще есть возможность выгодно приобрести авиабилет).

По-прежнему много желающих провести зимние праздники под пальмами. Объем перевозки в Египет в этом году вырос примерно на 20%. В Шарм-эль-Шейх выполняется более 40 рейсов в неделю, в Хургаду — чуть поменьше, но общая емкость самолетов здесь больше. Но продажи новогодних туров на этом направлении только-только начались, поэтому говорить о том, насколько вырастет реальный спрос, еще рано — основной поток туристов пойдет ближе к праздникам, ведь Египет — безвизовая страна и многие ждут до последнего момента, когда появятся спецпредложения. На 10 -15 процентов увеличился объем продаж в Таиланд. В отличие от Эмиратов и Египта наибольшим спросом в Паттайе в новогодний период пользуются отели категории три, четыре звезды, пять звезд по степени популярности им уступают.

— Возможно, таким образом люди пытаются сэкономить, — предполагает пресс-секретарь турфирмы Евгений Кондулуков. — Один авиабилет стоит 1200 долларов. И хотя в Бангкок уже запланировано много рейсов, если спрос вырастет еще немного, мы планируем поставить на высокие даты дополнительные рейсы.

Автобусом

Aвтобусные туры популярны как летом, так и зимой. Фирмы, специализирующиеся на таких турах, предлагают маршруты по городам и странам Восточной, Западной, Южной и Северной Европы. Ожидается, что на эти праздники значительно увеличится спрос на автобусные туры из Нижнего Новгорода в Великий Устюг, Санкт-Петербург и Москву.

— В таких турах есть один минус — многих это утомляет. Плюсы перевешивают — это и относительно низкая стоимость, и возможность за одну поездку посмотреть множество государств, — рассказывает Елена Воробьева, менеджер турфирмы. — Наши клиенты — молодежь, родители с детьми, пожилые люди. Конечно, учитывая такой спрос, места в поездку мы бронируем с сентября.

Сейчас автобусные туры конкурируют с железной дорогой — ввиду острого спроса на билеты многие предпочитают переезжать по стране на автобусах. Можно не волноваться, что мест в автобусах внутрироссийского направления не хватит — коммерсанты уже подстраховались и рассчитывают на самые популярные направления пустить свои микроавтобусы.

В справочной столичного Центрального автовокзала (м. «Щелковская») сообщили «РГ», что ажиотажа пока нет — билеты еще не продаются. В кассы автовокзала билеты поступают за 20 дней до выезда. На автостанциях «Выхино», «Тушинская» и «Юго-Западная» билеты начинают продавать за девять суток.

«Российская газета» №270 (3939), 1.12.05

*