Новости Голливуда: «Привет семье!»
С большим приветом В процессе съемок картина режиссера и автора сценария Томаса Безучи называлась «Hating Her», то есть «Ненавидя ее». То ли потому, что после нескольких фальстартов и смены творческого состава в ходе игры фильм поменял эмоциональный вектор, то ли потому, что студия «20 Century Fox» позиционировала картину как рождественскую сказку для взрослых и почти лирическую комедию (вместо социальной сатиры), название было изменено. В российском прокате оно звучит как «Привет семье!», а оригинальное название «The Family Stone» можно истолковать по-разному, поскольку фильм вместе с многозначным английским языком дают для этого основания.
Во-первых, это «Семья Стоун», которая собирается в доме интеллигентных родителей Сибил (Дайан Китон) и Келли (Крейг Нельсон) Стоунов, чтобы отметить Рождество.
Во-вторых, название может означать «Семейные драгоценности» или, шире, «Семейные ценности». Одним из важных элементов сюжета является история с семейной драгоценностью – старинным обручальным кольцом с дорогим бриллиантом, которое чуть было не попадает на неправильную руку. Имеется в виду рука нью-йоркской «выдры» Мередит Мортон (Сара Джессика Паркер), каковой руки собирается попросить самый старший сын Стоунов Эверетт (Дермот Малруни).
И, наконец, несмотря на общее оптимистическое звучание фильма и, как и полагается в рождественской сказке, относительно счастливый конец, в сюжете есть и элемент смерти. Что позволяет услышать в англоязычном названии «Надгробный камень». Если бы картина пошла по пути исследования распада традиционных американских семейных ценностей, то такое название бы ей очень подошло. Тем более что чуть ли не в половине американских фильмов есть хотя бы одна сцена на кладбище – настолько протестантская культура Америки зациклена на смерти.
Но в картине «Привет семье!» кладбища не будет, и единственная смерть, хоть и ожидаемая, произойдет между Рождеством, ставшим поводом для сбора Стоунов, и эпилогом, который представит нам вместо распадающейся сплоченную семью, правда не совсем в той композиции, что предполагалась.
Предполагалось, конечно, что Эверетт женится на Мередит. Но тут, понимаете, приехала знакомиться с потенциальными новыми родственниками сестра Мередит – Джули Мортон (Клер Дэйнс) и тут же заставила Эверетта усомниться в правильности выбора невесты. Хотя, кроме него, всякому – на экране в семье Стоун и нам в зрительном зале – ясно, что Мередит – монстр (помните – «Ненавидя ее?»).
Сара Джессика Паркер, больше известная главной ролью во всемирно популярном сериале «Секс в большом городе», в фильме умело использует свой скромный дар для создания хорошо известного (хотя и чуть утрированного для комедийного эффекта) образа типовой американской женщины-карьеристки, один вид которой, не говоря уже о манере речи и общения с людьми, может убить секс не только в большом городе, но и в масштабах страны. На фоне Мередит живая и натуральная Джули выглядит – как ее играет Клер Дэйнс – куда более заслуживающей получить семейный бриллиант на пальчик.
С другой стороны, безалаберный младший брат Эверетта Бен (Люк Уилсон) видит в Мередит то, что всем остальным не дано. Так что, не получив главный приз, Мередит вполне искренне удовольствуется утешительным и станет одной из Стоунов все равно.
Вряд ли две женщины Мортон смогут заменить уходящую из жизни матриарха Стоунов Сибил. Дайан Китон сумела найти ключ к этому образу, который по классу выбивается из картины, но зато и придает фильму больше класса, чем он в целом демонстрирует. Сибил нетрудно представить как постаревшую Энни Холл из одноименного классического киноэтюда Вуди Аллена. Обидно, конечно, что «Энни» пришлось прожить жизнь не в бурлящем энергией Манхэттене, а в университетской suburbia. Но, с другой стороны, отцом ее четверых детей стал не невротик Вуди Аллена, а нормальный американский интеллектуал-профессор, на чью могучую грудь Сибил может приклонить свою седую голову в минуту, когда думает о страшном.
Сибил-Китон дает сравнительно типовому фильму некий интеллигентный стержень, на который без особого ущерба можно нанизать многие не слишком умные, хотя порой и забавные ситуации.
И последнее. На мой взгляд, картину портит некоторая назойливость с политической корректностью. Один из сыновей Стоунов, милейший Тэд (Тайроне Джордано), не только глухонемой, но и гей (что в фильме абсолютно приветствуется). Но если этого кому-то покажется мало, то его бойфренд Патрик (Брайан Уайт) – чернокожий. Когда в эпилоге Тэд и Пат приезжают на очередное Рождество в дом Стоунов с усыновленным очаровательным темнокожим малышом, патока льется рекой.
Но к этому времени компьютер памяти уже стирает необязательное художественное впечатление.
Сергей Рахлин
Лос-Анджелес
25.11.2005
***