В Москве больше 200 художественных галерей, во всех крупных городах Поволжья их не более 30. Но уже появились такие галереи, которые способны самостоятельно превратить художественный «продукт» в культурное событие. «Самарцам повезло, — говорит директор художественного салона самарского союза художников Елена Овчинникова, — у них есть возможность не только выставлять свои произведения, но и продавать их в цивилизованных условиях». >>>

Не в обиду нынешним галеристам будь сказано, но все их разновеликие по затратам и творческим замыслам проекты вышли из одной — строгого кроя, унылого цвета — советской «шинели» под названием «выставочный зал» или «художественный салон». Они принадлежали региональным организациям Союза художников. Из культурного обихода и сейчас не вышли. Да вот здорово пообносились.

Лелеют собственную гордость

В Нижнем Новгороде салон союза художников на грани закрытия. Живопись там такая же, как рядом, на Большой Покровке (местном Арбате), где художники выставляют свои творения на продажу прямо на улице. Только в салоне дороже. В Казани, по словам главного специалиста министерства культуры Республики Татарстан Ольги Щелковской, выставочный зал союза работает в режиме юбилеев и персональных экспозиций местных авторов. На выставки российского уровня здесь не претендуют по причине непрезентабельности собственных апартаментов. Пенза и вовсе отличается парадоксами. При наличии известного в России художественного училища здесь нет ни одного выставочного зала, ни одного салона. «Пункт» продажи в 40 кв. м при местном союзе художников и «галерея под открытым небом» на улице Московской вынуждают авторов увозить работы в ближние большие города.

«Самарцам повезло, — говорит директор художественного салона самарского союза художников Елена Овчинникова, — у них есть возможность не только выставлять свои произведения, но и продавать их в цивилизованных условиях». Сами авторы везунчиками себя не ощущают. Дело в том, что салонные «накрутки» — минимум 30 процентов от авторской цены, а то и 100 посреднических процентов сужают спрос на произведения искусства до минимума. Поэтому с истинными собирателями живописи отношения у художников выстраиваются не публичные.

Выставочные залы и салоны при местных союзах художников бережно лелеют собственную гордость. Слово «бизнес» не из лексикона их руководителей. Их занимают сугубо цеховые задачи. В Саратове выставочный зал находится под одной крышей со «штабом» местного творческого союза, так что председатель организации Павел Масаков самолично курирует его и определяет приоритеты: сначала показ творчества товарищей по кисти, а уж потом — коммерция.

В Самаре попытка внести галерейный стиль в жизнь союзного выставочного зала нашла отпор со стороны бедной, но гордой богемы. Союз художников дружно сплотился против активной бизнес-леди Марии Ворониной, взявшейся, по мнению его руководства, рулить чужой собственностью. Творческий союз долго и шумно судился за 300 кв. м своего выставочного зала и вернул собственность. С тех пор много красок и холстов изведено, но доходов хватило, видимо, лишь на ремонт разбитой витрины. Традиции же незыблемы: воскресенье — выходной, да и по будням на дверях выставочного зала нередко висит замок. Самое дорогое, что он запирает, — недвижимость в центре города стоимостью не меньше 300 — 400 тыс. долларов. Нежелание владельцев салона хотя бы вникнуть в основы арт-бизнеса делает будущее этой собственности весьма туманным.

Другое поколение

Первая волна нового галерейного дела в крупнейших городах Поволжья возникла лет 10 — 15 назад. Интерес к современной живописи совпал у энтузиастов с желанием сбросить «шинель» тогдашних залов и салонов. В ту пору арт-рынок только-только зарождался, и выйти «в чисто поле» можно было со сравнительно невеликими деньгами, достаточными, чтобы арендовать небольшой зал или даже подвал. И все же на такой шаг решались немногие.

В те годы в Нижнем Новгороде единственной галереей, которая выдерживала коммерческую линию и влияла на художественный процесс, была «Кариатида». Ее создали искусствоведы Любовь Сапрыкина, Анна Гор и преподаватель художественного училища Нина Горюнова. «Кариатида» открыла публике имена талантливых художников, привозила в Нижний работы европейских авторов… «Родители» галереи ввели в культурный обиход понятие «другое поколение» — для обозначения нового постперестроечного искусства. «Кариатида» активно привлекала спонсоров, использовала гранты различных фондов. Именно ее специалисты сформировали для банка «Нижегородец» корпоративное собрание работ молодых художников. В критическую для банка пору картины продавали наравне с другими активами.

Со временем создателям «Кариатиды» галерейное дело показалось слишком камерным, и они занялись более масштабными проектами. Анна Гор возглавила программу «Культурная столица Поволжья», а Любовь Сапрыкина стала руководителем филиала Центра современного искусства.

«Кариатида» оставила свой след в культурной жизни Нижнего, но пойти ее путем желающих не нашлось. Внешне галереи «со стажем» (в Нижнем, Самаре, Саратове их можно пересчитать по пальцам) стали привлекательнее: новые помещения, качественный ремонт… Для владельцев таких залов вложения «в искусство» — побочное занятие. Для Павла Горбунова, хозяина нижегородской галереи «Пигмалион», основные доходы приносит багетная мастерская. В Саратове известны галереи «Эстетика» и «Феникс». Торговля багетом, продуктами и крепкими напитками дополняет круг бизнес-интересов их хозяев.

Большинство галеристов первого поколения арт-дилерами так и не стали: планомерной работы ни с авторами, ни с рынком они вести не научились. Как считает нижегородская художница Галина Каковкина, «проблема в том, что никто не рассматривает галерею как долгосрочный проект. Все хотят прежде всего заработать — пусть немного, но прямо сейчас. А в галерею нужно вложить и деньги, и душу, чтобы создать вокруг себя определенную среду и свой образ, привлечь к себе неслучайных людей».

Близнецами не рождаются

Известные в Самаре художественные галереи «Вавилон» и «Виктория» относятся к новому поколению галерей, которые уже можно считать бизнесом.

Директор «Вавилона» Алла Шахматова, архитектор по образованию, восемь лет назад заявила о себе как об арт-менеджере. Она привозила московских авторов, участвовала в выставках Центрального Дома художников и арт-ярмарках, удачно продвигала на столичном арт-рынке самарских авторов, таких как модный теперь и за пределами Самары Иван Акинин.

Но однажды у партнеров Шахматовой поменялись планы, и она со всей галерейной утварью и арт-идеями могла оказаться на улице. Выручила признательность посетителей выставок, которые она организовывала. Совладельцы крупного торгового центра «Вавилон» предложили Алле помещение. Соседство с бутиками Шахматову не смутилo, а более тысячи долларов ежемесячной платы за 400 кв. м площади компенсирует доброжелательное отношение владельцев ТЦ. Приходится экономить и не приглашать модных столичных авторов за 7 тыс. долларов. «Вавилон» пока предпочитает отдельным дорогим «звездам» московскую галерею «Якиманка» и питерскую «Северную столицу».

Нынешним летом «Вавилон» стал участником тройственного союза с самарским художественным музеем и галереей «Северная столица». Питерцы выставляли в Самаре работы именитых художников Валерия Лукки и Арона Зинштейна. В музее ценители изобразительного искусства смогли посмотреть их произведения, а ценители с деньгами — даже купить их в «Вавилоне». Насколько выгодно сегодня держать галереи, их владельцы предпочитают не говорить. Коммерческий директор «Вавилона» Вера Ершова отстаивает тезис: если галерея не имеет убытков, это уже успех. Судя по тому, что «Вавилон» привлекает к себе внимание финансового сообщества (сотрудничает с местными банками «Солидарность» и «Приоритет»), уважаем среди авторитетных арт-менеджеров и популярен среди художников — успех налицо. Стало быть, деятельность неубыточна. Галерейные бизнесмены соглашаются назвать лишь разрозненные цифры расходов по обустройству типичной по нынешним временам выставки. В Нижнем скромную выставку можно «поднять», имея в кармане минимум 50 тыс. рублей. В Самаре калькуляция тянет уже на 100 тыс. В эту сумму входят расходы начиная с гонорара живописцу до покупки шампанского для фуршета. По словам Аллы Шахматовой, самым ходовым товаром в последние год-два стали работы стоимостью примерно 500 долларов. Ниже 3 — 4 тыс. рублей за простенький этюд ценовая планка не опускается. «Потолок» же определить трудно. Но коль скоро «Вавилон» собирается принять персональную выставку модного и дорогого Арона Зинштейна, видимо, потенциальные покупатели в Самаре уже появились.

Художественная галерея «Виктория» значительно моложе «Вавилона»: открылась только в мае этого года. Прошло всего две выставки — «Коллекционер и его художники» и «Библейские сюжеты» (при участии Самарского художественного музея). «Сюжеты» произвели фурор: две с половиной тысячи посетителей не смутила даже равная «Эрмитажной» стоимость входного билета. Чтобы увидеть офорты Сальвадора Дали, выстраивались в очередь и рафинированные эстеты, и школьники.

Рано говорить, что «Виктория» и дальше будет выполнять первейшую заповедь галерейного дела — превращать продвижение художественного «продукта» или «товара» в культурное событие. Но само появление «Виктории», принадлежащей Леониду Михельсону, совладельцу независимой газодобывающей компании «НОВАТЭК», уже стало культурным событием. Самарский художник Владимир Башкиров убежден, что в постсоветской России впервые построено здание, изначально предназначенное для галереи. Принципиальным пожеланием Михельсона, когда он делал заказ архитектору Сергею Галахову, было следовать стилю старой купеческой Самары. Изысканность интерьеров «Виктории» искусствоведу Татьяне Петровой напоминает убранство индийского Тадж Махала.

Генеральный директор «Виктории» Людмила Патрати и арт-директор Наталья Гончарова не раскрывают объемов инвестиций в строительство и оборудование галереи. Они уклончиво ссылаются на увлечение Леонида Михельсона живописью и его известное попечение о музеях… Однако галеристы, знающие толк в экономике своего бизнеса, оценивают стоимость только мобильных легких стен в 20 тыс. евро. Окупить сделанные затраты будет нелегко, но, похоже, владелец галереи прибыли от ее деятельности пока и не ждет. Его вполне устроит минимизация затрат и выход в перспективе на самоокупаемость.

Алла Шахматова, по ее словам, только рада расширению галерейной «площадки», но склонна считать создание «Виктории» отчасти имиджевым проектом. Таким же она называет и открытие в мае будущего года в историческом здании бывшего кинотеатра «Молот», который сейчас реконструируется, художественной галереи и торгового центра премиум-класса. Об этих планах объявил самарский предприниматель, глава Фонда регионального развития Михаил Калмыков. Провинциальное арт-пространство ждет еще одно привлекательное событие. Жаль только, что такие события происходят пока лишь в Самаре.

Нина Алпатова

Эксперт-Волга #2 (2) от 21 ноября 2005

Эксперт-Волга

*