Личное дело. Вячеслав Зайцев родился 2 марта 1938 года в Иванове. В 1956 году окончил Ивановский химико-технологический техникум, в 1962-м –“ Московский текстильный институт. Работает на экспериментальной швейной фабрике, возглавляет экспериментальную группу в общесоюзном Доме моделей на Кузнецком Мосту.

В 1979 году уходит из официальной моды и начинает все сначала в маленьком ателье, которое позже перерастет в Московский Дом моды.

В 1980-м создает костюмы для участников Московской Олимпиады, за что награжден орденом «Знак Почета».

Через два года возглавляет Дом моды, а в 1988 году становится его избранным президентом.

В 1992 году филиал фирмы «Л’™Ореаль» запускает в производство первые духи Зайцева «Маруся», а затем и новую линию его косметики.

В 1993 году в Бельгии выпущена экспериментальная партия стульев по эскизу русского кутюрье.

В 1994 году впервые в России проводит Конкурс молодых модельеров имени Н. Ломановой. Возглавляет конкурсы «Экзерсис»,

«Золотая игла», фестиваль «Бархатные сезоны» в Сочи.

– Прошли «Бархатные сезоны» в Сочи, совсем недавно «Неделя моды» в Москве. Каковы приметы нынешнего сезона? Мода меняется?

– Как раз эти события и стали общенациональной приметой. «Бархатные сезоны» порадовали коллекциями для массового производства. Московская фирма «Гота» шьет одежду для России отличного вкуса и для всех возрастов. Фирма «Гримуар», еще один лидер, делает высокого эстетического совершенства шляпы. Открытием стали мирового уровня разработки белья из России и ближнего зарубежья. Вроде бы всего лишь лифчики и трусы, а берешь в руки и видишь: каждая деталь –“ художественное произведение. Инкрустации, кружева, декоративные вставки. Но о русской моде говорить сложно. На «Неделе моды» у каждого из 60 художников своя песня о главном. То модно, другое, а выбрать, что одеть в сезон, сложно. Тем более при засилье ширпотреба западной и восточной одежды. Люди без достатка одеваются с Черкизовского рынка. Крутые –“ предпочитают прет-а-порте класса «люкс».

– Мир любит стилизованные вещи с национальными элементами. А наши дизайнеры способны вернуть России ее достояние?

– Когда все журналы мира с 2000 года в поисках эстетики третьего тысячелетия оголили женщину до неприличия, я вернулся к народным традициям. Стеганые пальто, телогрейки, душегреи из павлово-посадских платков. Другое дело, что их в светских кругах покупали, но носить не рискнули. И в народ не пошло –“ у меня нет своей индустрии. А мир обратился к народным мотивам только сейчас. У Диора русский стиль в прошлом году прошел красной полосой. Кензо в своих коллекциях обращается к нам, Жан Поль Готье, Кристиан Лакруа. Да и масса других художников. Они вернули папахи, шапки-ушанки, вышивки, стиль посадских платков. Из наших дизайнеров Алена Ахмадуллина увлекается русскими сказками. Театральные, пафосные, коммерческие коллекции, вызывающие огромный интерес Запада. Все наши художники стараются продвигать свою марку на Запад. Русские мало покупают, а Запад берет. И пускай. Самое главное, чтобы художники были востребованы. Пока наши уникальные традиции не появится на Западе, в России о них никто не заговорит.

– Когда-то интерес к русской моде пробудила первая волна эмиграции, потом перестройка. Выходит, это глобальные события вводят русский стиль в мировую моду?

– Все проще. Вот сейчас Денис Семачев создал прецедент: он популярен на Западе, и все его коллекции продаются. Начинал с эпатажа –“ с мужских пиджаков из павлово-посадских платков, стиля русских моряков, тканей на базе матрешек и гжели, ввел огромные косы, футболки с портретом Путина. Пафосный выплеск сработал благодаря грамотной программе. Но и благодаря силе денег тоже. Без них художнику не стать величиной. В последнее десятилетие появились талантливые люди, претендующее на эксклюзивность, но не принимаемые в России. Нет вложений в русскую моду. Поэтому я рад, что у Юдашкина, Чапурина, Ахмадуллиной, Шарова и других есть люди, финансирующие их проекты. К нашим художникам уже большой интерес: своего Запад наелся, все знакомо, у роскоши с подиумов все меньше признания. Народ носит то, что нравится и стоит не очень дорого. А первая волна эмиграции пробудила интерес не к стилю, а к утонченности русской души. Принесла в Европу вкусовое молчание и действительно оказала влияние на моду.

– Почему же во Франции или в Италии так много кутюрье и сама модная индустрия прибыльна?

– Когда нет индустрии моды, нет и кутюрье. Само государство развалило промышленность: своего не производим, кому-то это выгодно. Вообще наша страна сегодня представляет собой огромный спекулятивный рынок. И в СССР легкая промышленность была класса «Б», хотя во всем мире она приносит огромную прибыль. Только не у нас. Вы же жили при «совке» и помните, что тогда превалировали снобизм, амбиции, интерес к западным маркам. И сегодня одежду из Подмосковья продают как «Шанель» или «Диор». Когда я хотел и мог повлиять на ситуацию, государство мне не помогло. Хотя оно могло создать большое промышленное предприятие «Центр Славы Зайцева», используя мой профессионализм. А вместо этого надувательски использовало мое имя и идеи: продавали, но мне ничего не платили. Поэтому масштабной модой я не занимаюсь. Только сейчас появляются модельеры, на которых я возлагаю большие надежды. Они и создадут новую индустрию моды. Какую, меня не волнует. Я просто продаю идеи. Хотя сейчас с фирмой «Ривлс» выпускаю мужскую одежду с лейблом «Slava ZAITSEV». Помимо костюмов –“ это сорочки, белье, носки, галстуки, трикотаж. Все продается в моих секциях в больших универмагах, покупается, становится массовой и любимой одеждой. Недавно мы открыли линию прет-а-порте «де люкс». В общем начинаем выходить в народ, и меня это радует.

– Давайте поговорим о наших манекенщицах. В первую очередь, когда речь заходит о них на Западе, все вспоминают Наталью Водянову. Неужели, кроме нее, у нас нет больше ярких русских звезд подиума?

– Водянова –“ просто вспышка, но очень яркая. Хотя раньше нее прославилась другая наша модель –“ Наташа Симанова, которая была лицом «Диора» и других крупных фирм. Она сейчас живет в Париже. А вышла, кстати, из моего модельного агентства. Сегодня в нем работают другие мои любимые манекенщицы: Катя Ромашкина (типичный русский образ поразительного благородства), элегантная и рафинированная Лена Шаповалова, юная Люся Шумилина. В Европе наши девушки ценятся очень высоко. Как-то, будучи в Париже на показе Жана Луи Шерера, я пошел за кулисы поздороваться с Симановой, так на меня налетела куча манекенщиц: 12 из 20 были русские. С ними любят работать на Западе. Русская чистота, особенный взгляд, пластика, сдержанное благородство там востребованы.

– А во что любили одеваться жены членов ЦК КПСС, и какую моду предпочитают жены нынешних олигархов?

– С цэковскими женами я начал было общаться, но быстро понял, что они –“ не мой круг. Это были люди с огромными амбициями и снобизмом. Хватило неприятностей не только с женами, но и с самим Брежневым. Единственной из приличных людей того времени я считаю Екатерину Фурцеву –“ воспитанная, деликатная. А богатые нового поколения одеваются в основном на Западе.

– Вы подарили моде и людям много прекрасных коллекций. А что сами коллекционируете?

– Только себя. Свою костюмы, живопись. Но в России ничего не ценят. После 45 лет работы, будучи уже профессором, академиком и дважды лауреатом, я не заработал на будущее ни копейки. Единственная ощутимая награда –“ это пенсия от государства 2300 рублей.

– Что для вас является самой большой радостью в жизни?

– Моя любовь к Отечеству, к людям, красота и таланты которых, к сожалению, сейчас не востребованы. Поэтому своей профессией стараюсь подарить все, что могу. А будущее мое связано с сыном Егором и внучкой Марусей. Это мое счастье и надежда на то, что дело продолжится. Внучка уже настоящий модельер. В 6 лет она приносила мне по 60 эскизов и говорила: «Дедушка, создавай коллекцию». Я ей отвечал: «Когда вырастешь, сама создашь –“ у меня своих идей достаточно». У нее огромный творческий потенциал. Когда она родилась, мои друзья-экстрасенсы сказали: это Шанель и Плисецкая одновременно. А на свет Маруся появилась 1 декабря 1993 года. Сильная личность. Дай ей Бог здоровья и всех благ!

«Трибуна» №183 (10089), 25.11.05

***