«Больной ребенок» отечественного автопрома – завод «АвтоВАЗ» — вернулся в собственность государства. Повышать качество машин и достойно конкурировать с иномарками станут выходцы из оборонных ведомств. Государство вернуло контроль над крупнейшим автозаводом России — «АвтоВАЗом», заявил губернатор Самарской области Константин Титов. Он заявил, что более 50% акций «АвтоВАЗа» принадлежат «Рособоронэкспорту». Кроме того, Титов сообщил, что уже определен совет директоров предприятия, хотя вопрос о его председателе еще не решен. Совет директоров должен быть переизбран на внеочередном собрании акционеров, которое назначено на 22 декабря текущего года.

Миллионы «на свое»

По утверждению «Коммерсанта», совет директоров автозавода еще в день отставки Владимира Каданникова одобрил переход автозавода под контроль ФГУП «Рособоронэкспорт». Однако каким образом этот переход осуществится, пока непонятно. Версии озвучиваются самые разные. Некоторые эксперты утверждают, что якобы 27 октября совет директоров «АвтоВАЗа» одобрил сделку по продаже одной из структур «Рособоронэкспорта» акций двух дочерних предприятий завода — ОАО «Автомобильный всероссийский альянс» (AVVA) и ЗАО «Центральное отделение Автомобильной финансовой корпорации» (ЦО АФК). Сумма сделки по продаже двух дочерних предприятий АвтоВАЗа, контролирующих свыше 60% его акций, оценивается в $700 млн, а финансировать приобретение будет Внешторгбанк.

С другой стороны, источники, близкие к «АвтоВАЗу», утверждают в интервью «Ведомостям», что «Рособоронэкспорт» или другие госструктуры не станут тратить деньги на выкуп пакета, так как в этом нет смысла, поскольку контроль над акциями нужен для того, чтобы провести своих членов в совет директоров, а государство это уже фактически сделало. «Зачем тратить миллионы долларов на то, что и так уже твое?» – удивляются эксперты, знакомые с ситуацией в автоконцерне. «АвтоВАЗ» через свои же «дочки» фактически владеет сам собой, и доход от сделки получил бы сам завод.

«СОКу» не дали

Ранее предполагалось, что активы “АвтоВАЗа” могут заинтересовать группу “СОК”, которая обеспечивает до 50% поставок компонентов на конвейер АвтоВАЗа, контролирует сбыт его готовой продукции и вторичный рынок запчастей. Эксперты предполагали, что «СОК», владеющий так же заводом «ИЖ-Авто», на котором выпускаются автомобили KIA Spectra, предпримет попытки аккумулировать у себя контрольный пакет акций “АвтоВАЗа”. Более того, договоренность о сделке якобы была практически достигнута, однако неожиданно в ситуацию вмешался «Рособоронэкспорт», в частности глава ФГУП Сергей Чемезов, который вместе с Борисом Алешиным начал альтернативные переговоры с Каданниковым. А затем с Владимиром Каданниковым беседовали высокопоставленные представители Кремля, и вопрос с продажей АвтоВАЗа «Рособоронэкспорту» решился окончательно.

Очередь из кандидатов

Справедливости ради надо сказать, что официально «Рособоронэкспорт» опровергает информацию о приобретении АвтоВАЗа. Что же касается председателя совета директоров, то версии множатся. Наиболее вероятно, что возглавит компанию заместитель генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт» Владимир Артяков, работавший в 1997 году в управлении делами президента РФ под руководством Владимира Путина. Однако среди кандидатов на это кресло называют и контр-адмирала в отставке Сергея Осликовского, который до появления ФГУП «Рособоронэкспорт» работал в структурах «Росвооружения», и Константина Пуликовского, до недавнего времени полномочного представителя президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, и даже Илью Клебанова, полномочного представителя президента в Северо-Западном федеральном округе. Тем не менее, по информации «Коммерсанта», сейчас «Рособоронэкспорт» занят формированием команды антикризисных управленцев, которым предстоит разбираться с ситуацией на автозаводе. Часть из них уже находится на предприятии.

Назад в будущее

Основной вопрос, который сразу же вплотную встанет перед новым собственником — традиционно низкое качество автомобилей. После того, как лоббисты «АвтоВАЗа» добились введения заградительных пошлин на подержанные иномарки, на заводе не произошло каких-либо качественных изменений. Не случилось ни резкого повышения качества продукции, ни постоянного обновления модельного ряда. ВАЗы оказались ненамного дешевле более качественных «российских иномарок», а развитие потребительского кредитования сделало конкурентами вазовской продукции и более дорогие импортные машины. В результате за последние два года завод несколько раз останавливал конвейер, кроме того, периодически возникало затоваривание складов завода и дилеров, а весной 2005 года произошло даже небольшое снижение цен. По оценке специалистов, пока ВАЗ приносит прибыль, но как у единого целого в долгосрочной перспективе у него нет будущего. Очевидно, что именно этим и придется в первую очередь заниматься специалистам оборонного ведомства, поднаторевшим на международных продажах традиционно качественного оружия российского производства.

   Елена Грибанова

24 Ноября 2005 г. 13:49

   

"Деловой Петербург"

*