С 1 января 2006 года россиянам начнут выдавать загранпаспорта нового поколения, в которых информация о владельце документа будет содержаться на электронных носителях. Об этом в интервью «РГ» заявил помощник президента России Виктор Иванов. Также он сообщил, что «никакого кода или личного номера в новом загранпаспорте не будет. Никто не собирается лишать человека имени и заменять его цифровым кодом». И добавил: «Новый загранпаспорт не даст никому возможности отслеживать местонахождение человека или иным образом нарушать тайну его личной жизни».

О введении в России новых загранпаспортов с биометрическими данными много говорят и пишут. Причем комментируют эту тему как специалисты, занимающиеся изготовлением документов с электронными носителями информации, стремящиеся разрекламировать свои разработки, так и люди, далекие от данной проблематики. Отсюда возникают самые невероятные суждения.

Прокомментировать ситуацию «РГ» попросила помощника президента Российской Федерации Виктора Иванова — руководителя межведомственной рабочей группы по подготовке введения в Российской Федерации паспортно-визовых документов нового поколения.

РГ | Виктор Петрович, начнем с самого главного: когда же все-таки ожидать введения в России новых загранпаспортов с электронными носителями?

Виктор Иванов | С 1 января 2006 года российским гражданам в рамках пилотного проекта начнут выдавать загранпаспорта нового поколения, содержащие на электронных носителях информацию о владельце паспорта. Описание нового российского загранпаспорта утверждено постановлением правительства России от 18 ноября 2005 г.

На первоначальном этапе это коснется не всех граждан: Указом президента России установлено, что выдачу новых загранпаспортов начнут в Калининградской области, а также в загранпредставительствах России в Германии и Литве.

Подчеркну, что обмен загранпаспортов будет осуществляться тем гражданам, у которых истек срок действия имеющихся загранпаспортов. Новые паспорта будут выдаваться строго по желанию их владельцев. Ни о какой «кампанейщине» или «обязаловке» речь не идет. Основная цель пилотного проекта — апробировать и уточнить принятые технические решения и отработать механизмы взаимодействия заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и их территориальных подразделений.

РГ | Введение в нашей стране «электронных паспортов» прогнозировалось достаточно давно. И вот теперь начнется их выдача. Для чего это делается?

Иванов | Прогресс не стоит на месте, паспортное дело активно развивается во всех странах.

Достижения техники и информационных технологий активно внедряются в жизнь для того, чтобы она стала более безопасной и комфортной. Свобода передвижения, внешняя открытость, которыми пользуются граждане нашей страны, должны сопровождаться заботой об их безопасности. Государство обязано предпринимать все необходимые меры для защиты своих граждан и их интересов за рубежом. Такова линия большинства государств.

Возрастающая угроза терроризма, международная организованная преступность, неконтролируемая нелегальная миграция и другие вызовы современности заставили мировое сообщество пересмотреть критерии иммиграционного контроля и форматы безопасности своих граждан, взглянуть по-новому на сохранение баланса между потребностями борьбы с терроризмом и соблюдением прав человека.

РГ | А что это даст простым российским гражданам?

Иванов | Во-первых, владельцам новых загранпаспортов станет легче пересекать границы. Защищенные паспорта будут пользоваться большим доверием у пограничных, иммиграционных и других контролирующих органов.

Во-вторых, владельцу нового паспорта гарантируется, что в случае утраты или хищения паспорта он не сможет быть использован злоумышленниками.

Электронные загранпаспорта позволят более эффективно бороться с международной организованной преступностью, террористами, наркоторговцами, незаконной миграцией, преступлениями в финансовой сфере и отмыванием денег.

РГ | Вы упомянули, что Россия не одинока в этом начинании. Не могли бы подробнее остановиться на шагах, предпринимаемых международным сообществом в направлении биометрии.

Иванов | В марте 2003 года государства — члены ООН подписали так называемое Нью-Орлеанское соглашение, провозгласившее, что основным условием идентификации личности в загранпаспортах и визах должна стать биометрия. Практически все развитые страны мира приняли свои национальные программы электронной паспортизации. В США, в государствах Евросоюза, Китае, Японии, Мексике и многих других странах успешно продвигаются работы по созданию личных документов граждан, которые содержат электронный носитель — бесконтактный чип с энергонезависимой памятью, в который занесены персональные данные владельца и цифровая фотография его лица. Отпечатки пальцев и распознавание по радужной оболочке глаза каждая страна может использовать по своему усмотрению лишь как дополнительную меру.

Главное, в чем сходятся специалисты большинства стран, так это в том, что основным биометрическим признаком человека является образ его лица. Именно этот образ должен быть документирован, или, как принято сейчас говорить, оцифрован и включен в паспортный чип. Технологию оцифровки лица приняли за основу правительства Великобритании, Бельгии, США, Италии, Франции, Индии, Сингапура.

Разработку международного стандарта на формат данных, хранящихся в паспортах, ведет Международная организация гражданской авиации (ИКАО). Российские специалисты активно участвуют в этой работе. Цель этой работы — добиться того, чтобы паспортно-визовые документы разных стран были технически совместимы, взаимочитаемы.

РГ | Сколько денег необходимо на эти цели и сколько за новый загранпаспорт будут платить наши граждане?

Иванов | На финансирование работ по биометрии в этом году ассигновано около полутора миллиардов рублей. Кроме того, соответствующие расходы закладываются в проект федерального бюджета на будущий год. Но сложность вопроса даже не столько в финансовой стороне дела, сколько в новизне самого проекта. Предстоит в сжатые сроки — практически за год создать новое направление отечественной электронной промышленности. Речь идет, по сути, о новой отрасли промышленности. За год нужно развернуть производство и начать выпуск новой уникальной паспортно-визовой продукции. Уникальной не только по содержанию и исполнению, но и по уровню информационной и физической защиты.

Что же касается цены паспорта, то предполагается установить минимально возможную плату. Ориентировочно она составит для детей до 14 лет — пятьсот рублей, для взрослого населения — одну тысячу рублей.

РГ | Почему такая спешка — всего год на создание системы?

Иванов | Потому, что через год большинство развитых стран перейдет к паспортам с биометрией, и если мы будем медлить, то наши граждане за границей окажутся в худшем положении, чем те иностранцы, которые будут обладать новыми паспортами. Сжатые сроки диктуются экономической необходимостью. Ведь если не сформировать сейчас отечественную базу производства новой паспортно-визовой продукции, то нам придется ее закупать за рубежом, а значит, попасть в зависимость от иностранного производителя на многие годы. В таком деликатном деле, как паспортизация населения, этого допустить нельзя. Конечно, нет нужды самим «изобретать велосипед». Какую-то элементную базу придется закупить у иностранных партнеров. Но опираться мы будем на то, что наша промышленность может вполне сделать самостоятельно.

РГ | Виктор Петрович, правильно ли я понимаю, что проделать всю эту работу необходимо за оставшиеся до нового года месяцы?

Иванов | Мы действуем по плану и согласно концепции создания государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения. План и концепция были подготовлены межведомственной рабочей группой и утверждены решением правительства страны. Так что у нас есть хорошая партитура для нового проекта.

Во-вторых, опытно-конструкторские работы по созданию новой паспортно-визовой системы в нашей стране идут достаточно давно. Проведены конкурсы, по результатам которых определены отечественные производители соответствующих сегментов системы и элементной базы. Есть уверенность, что промышленные образцы новых паспортов будут готовы к середине декабря этого года, а выдавать их мы начнем в срок, установленный президентом России.

РГ | Что представляет собой новый загранпаспорт?

Иванов | Внешне он практически не отличается от ныне действующего паспорта. Разве что на обложке будет нанесен специальный логотип микросхемы, чтобы было понятно, что это новый электронный паспорт. Кроме того, первая его страница будет толще обычной. Она выполнена в виде пластиковой вставки и напоминает всем хорошо известную банковскую карточку. На ней нанесены установочные данные владельца и фотография его лица. Внутри нее, собственно, и находится электронный чип, который будет содержать цифровое фото и только те данные, которые уже вписаны в паспорт.

В новом паспорте мы применили новые технологии, которые позволяют защитить документ от несанкционированного считывания данных без ведома его владельца, а также внесения в него изменений.

Предваряя возможные вопросы, скажу, что новый загранпаспорт не даст никому возможности отслеживать местонахождение человека или иным образом нарушать тайну его личной жизни.

РГ | Правда, что теперь каждый владелец нового загранпаспорта вместо своего имени получит код или номер?

Иванов | Никакого кода или личного номера в новом загранпаспорте не будет. Никто не собирается лишать человека имени и заменять его цифровым кодом. Информация, содержащаяся в паспорте, включает полное имя и отчество, дату рождения и другие традиционные паспортные данные. И только эти данные будут записываться — дублироваться в электронный чип.

Бланк паспорта прошел геральдическую экспертизу. Он не содержит никаких экстраординарных символов, тем более таких, которые могли бы оскорбить религиозные чувства или политические убеждения наших граждан.

РГ | Есть еще вопросы юридические: существует ли риск, что владелец электронного паспорта станет объектом тотального контроля со стороны государства, и даже не одного, а многих государств, и не только государств, но и сообществ (в том числе преступных), которые вполне могут заполучить технические средства контроля. Гарантирована ли защита личной жизни и персональных данных владельцев новых загранпаспортов?

Иванов | Вы затронули очень важный аспект проблемы. Нас весьма заботит юридическая чистота введения в России новых паспортов. На всех стадиях создания и реализации системы наши профильные юристы тщательно анализировали возможные последствия введения и использования новых паспортов именно с точки зрения реализации конституционных прав и свобод гражданина и человека. В технические решения мы включали такие параметры, которые обеспечивают безусловное их соблюдение. Например, чип будет защищен электронной цифровой подписью, и даже специальное считывающее устройство сможет расшифровать ее только при непосредственном контакте. При этом он не может быть перепрограммирован.

Имеется немало сложных технических и правовых вопросов, которые еще ждут своего решения. Проблема защиты персональных данных при их компьютерной обработке выходит за рамки паспортно-визовой тематики. Полагаю, что это международно-правовая проблема, над которой необходимо работать постоянно по мере развития информационных и телекоммуникационных технологий.

Как известно, наша страна подписала в 2001 г. Конвенцию о защите персональных данных при автоматизированной обработке информации, разработанную в рамках Совета Европы. Она внесена на ратификацию. При этом в российском законодательстве предстоит создать ряд дополнительных гарантий защиты персональных данных, например, в социально-трудовых отношениях, в медицине, в финансово-кредитной сфере и некоторых других областях. Работа по всем этим направлениям сейчас ведется…

РГ | Но это, видимо, тема отдельного разговора.

Иванов | Да, могу только сообщить, что в результате этой работы сейчас уже созданы все необходимые условия для выполнения нашей страной ее международных обязательств по защите персональных данных.

РГ | Считаете ли вы успешным проект введения в нашей стране новых паспортно-визовых документов?

Иванов | Да, я считаю этот проект успешным. То, чего он позволит добиться, идет в ногу со временем, он откроет большие возможности для свободы и безопасности граждан, а также будет способствовать движению к установлению безвизового режима с государствами — членами Европейского союза и другими развитыми странами. Против этих целей, наверное, никто возражать не будет.

«Российская газета» №263 (3932), 23.11.05

***