В лондонской Галерее политической карикатуры проходит выставка, посвященная творчеству советского художника-карикатуриста Бориса Ефимова, которому в этом году исполнилось 105 лет.

Начав публиковаться в 20-х годах прошлого столетия, Ефимов на протяжении последующих 80 лет средствами изобразительной агитации успел высмеять белогвардейцев и НЭП, бил смехом Муссолини и фюрера, с началом «холодной войны» беспрестанно целил острым пером в империалистического врага, а с падением Берлинской стены — жалил слабые места горбачевской перестройки.

В 1943 году после публикации альбома сатирических рисунков Ефимова «Гитлер и его свора» известный в то время британский карикатурист Дэвид Лоу о работах своего советского коллеги сказал так: «Фантазия и творческий метод Ефимова не представляет никаких трудностей для британского восприятия. По-видимому, русское чувство юмора очень близко британскому».

Проходящая в стенах лондонской галереи выставка называется «Борис Ефимов — любимый карикатурист Сталина» не ради красного словца: известно, что Сталин собственноручно менял подписи к рисункам Ефимова и указывал художнику, как лучше изобразить тот или иной сюжет.

Такому прямому вмешательству «сверху», как рассказывают архивы галереи, сэр Дэвид Лоу не подвергался, однако он также сталкивался с цензурой и однажды даже сказал: «Существует много тем, где вмешательство карикатуриста гибельно; пример того — королевская семья или институт монархии».

Искусствоведы-историки, например, до сего дня гадают, почему в период монархического кризиса в Британии в 1936 году, когда король Едвард VIII собирался вступить в морганатический брак с дважды разведенной американкой Уоллис Симпсон, Дэвид Лоу не выпустил ни единой карикатуры по этому поводу.

Цензоры и художники

Работающие на передовой пропаганды художники-карикатуристы сталкиваются с цензурой гораздо чаще пишущих журналистов. Мартин Роусон, чьи рисунки постоянно публикуются в британских широкополосных газетах «Индепендент» и «Гардиан», признается:

«Действительно, сразу после событий 11 сентября большинство карикатурщиков упражнялись в своего рода самоцензуре. Лично я был настолько ошеломлен произошедшим, что ничего не мог придумать кроме охов и ахов типа «почему-ну-почему?», хотя в обычное время рисунки такого типа я не перевариваю. Мне-то хотя бы удалось их напечатать, в то время как художники Том Холлидэй и Мартин Тернер получили от ворот поворот в газете «Скотсмен»: их просто попросили нарисовать что-нибудь менее критичное в адрес Америки».

В сатирической карикатуре

драматизм событий не всегда

важен

Эту тенденцию как нельзя лучше показала недавняя выставка «Лондон смеется», проведенная Галереей политической карикатуры: после взрывов, потрясших британскую столицу 7 июля 2005 года, самая бурная и не всегда политически корректная изобразительная реакция вылилась на страницы британских таблоидов, в то время как серьезные газеты не нашли возможным поместить рисунки на эту тему.

Впрочем, как считают сами художники, в сатирической карикатуре, в отличие от новостей, драматизм событий не всегда важен и нужен, потому что смех вызывает в конце концов не столько это, сколько человеческие слабости и изъяны. Именно поэтому самым частым персонажем карикатуры может совершенно спокойно стать тот общественный деятель, который меньше остальных занят собственно в политике.

Физическая узнаваемость нарисованного персонажа — вещь также необходимая, и в этом отношении современным рисовальщикам на злобу дня повезло: уши и широкую — от уха до уха — улыбку Тони Блэра, как и близко посаженные глаза и орлиный «крючок» Джорджа Буша не спутаешь ни с чьими другими.

Нельзя «недопереоценивать»

В Британии, где за политической карикатурой тянется многовековая история, попаданием «в десятку» можно считать, когда художнику удается отразить в одном небольшом рисунке скрывающуюся за изображенной мизансценой многослойную предысторию.

Так, в октябре прошлого года, когда в прессе широко обсуждались кризис пенсионной системы Великобритании и повышение в связи с этим пенсионного возраста, «Таймс» поместила карикатуру своего штатного художника, увязавшего эту тему с застарелой борьбой за место «у руля» премьер-министра Тони Блэра и министра финансов Гордона Брауна.

На рисунке у своих дверей номер 10 и 11 на Даунинг-стрит сталкиваются седой и однозубый Блэр, толкающий перед собой ходунки, и не менее старый и все еще полный застарелых обид Браун. Не потерявший своего вездесущего оптимизма Блэр изрекает: «Пришлось мне все-таки отложить пенсию и остаться на работе». Свежие шаржевые фрески Блэра и Буша — излюбленных персоналий современных художников-сатириков — украшают даже стены кафетерия галереи, а в январе американскому президенту будет посвящена целая выставка.

Анонс галереи гласит: «Нельзя «недопереоценивать» (здесь обыгрывается один из привычных ляпов Буша «misunderestimate» — К.А.) президента Буша, потому что, как говорит его жена Лора, у него хватает манер, чтобы в 9 часов уже быть в кровати и не мешать ей спокойно наслаждаться сериалом «Отчаявшиеся домохозяйки»».

Би-Би-Си

***