В большинстве областных центров Поволжья отказываются от прямых выборов мэров. Саратовские депутаты все-таки решили избирать главу города из своих рядов, а в Самаре прокурор города отозвал свои протесты, в которых возражал против такого же порядка выборов.

Из областных центров Приволжского федерального округа прямые выборы мэров пока сохраняются в Чебоксарах, Оренбурге, Кудымкаре, Нижнем Новгороде и Ульяновске. Назначаются или избираются из числа депутатов гордумы мэры Казани, Уфы, Йошкар-Олы, Кирова, Саратова, Пензы, Ижевска, Саранска. Не решен окончательно этот вопрос в Самаре и Перми.

Конфликт вокруг устава в Самаре самый затяжной и острый. Прокурор Самары трижды выносил протесты на положения устава, отменяющие прямые выборы мэра, но в итоге документ был зарегистрирован. В городе прошли массовые акции против назначения мэров. В конфликт вмешалась Генпрокуратура РФ, которая начала проверку действий Минюста при регистрации устава.

Как сообщили “Ведомостям” в Самарской городской думе, прокурор города Виктор Казберов известил думу об отзыве своих протестов. Одновременно он вынес новый протест с требованием рассмотреть его на ближайшем заседании думы. Как пояснил юрист думы Андрей Борисов, отозванные протесты содержали возражения по ключевым статьям, в том числе об избрании главы города из числа депутатов. Новый протест, говорит Борисов, содержит возражения в основном формального характера, касающиеся “юридической техники” документа. По словам Борисова, дума рассмотрит протест на заседании, назначенном на 24 ноября, и, в случае если требования прокурора будут удовлетворены, начнется процедура госрегистрации обновленного устава. Как полагают в пресс-службе думы, “вопрос по уставу практически закрыт”.

Правда, первый заместитель главы администрации Самары Валерий Троян с такой оценкой не согласен: в мэрии ждут выводов Генпрокуратуры. “Когда будет оценка прокуратуры, мы сможем оспорить те или иные позиции”, — сказал он. В Генпрокуратуре сообщили, что проверка может продлиться до конца ноября.

А в Саратове конфликт вокруг устава фактически завершился. Здесь процесс также изобиловал неожиданными поворотами. До сих пор саратовского мэра избирала дума. В первой половине 2005 г. в городской думе был согласован вариант, предусматривающий прямые выборы главы города. Однако депутатское большинство, сочувствующее мэру Юрию Аксененко, неожиданно изменило свою позицию, и 28 июня дума утвердила устав, в котором глава города является спикером думы и избирается из ее состава. Главой администрации назначается наемный сити-менеджер. До ноября устав по разным причинам не регистрировали. Окончательную редакцию предполагалось утвердить на заседании 8 ноября, но депутаты — сторонники мэра неожиданно предложили вернуть в устав норму о прямых выборах главы города. Им не хватило всего двух голосов. Прокурор Саратова Игорь Кабашный внес протест на нарушение сроков регистрации устава и потребовал немедленно направить его на регистрацию. Что и было сделано. Заместитель прокурора города Андрей Пригарев заявил “Ведомостям”, что его ведомство претензий к думе больше не имеет.

Профессор Самарского госуниверситета Евгений Молевич считает, что переход ряда крупных городов на назначение мэра складывается в тенденцию. Опыт Саратова, по мнению политолога, показывает, что такой способ выборов устраивает население: когда весной 2005 г. сторонники прямых выборов мэра пытались провести референдум, на него пришло лишь 7% избирателей, напоминает Молевич.

“Если говорить о Приволжском округе, то можно вспомнить, что в Ижевске прямые выборы мэра отменили еще в 1997 г., а Татарстан и Башкирия изначально были бастионами назначения мэров”, — отмечает Алексей Титков из Института региональной политики. Теперь изменилась и политика федеральной власти, говорит политолог: если во времена противостояния Москвы и губернаторов мэры рассматривались как “естественные союзники” федеральной власти, то теперь нужда в подобном противовесе отпала. С назначением губернаторов связывает эту тенденцию и вице-президент Конгресса муниципальных общин, бывший мэр Самары Олег Сысуев. Губернаторам “кажется, что при этой системе улучшится управляемость, но все обернется меньшей ответственностью и отсутствием у простого человека возможности влиять на решение жизненно важных проблем”, говорит эксперт.

Александр Комраков, Анастасия Корня

Ведомости, №219 (1500) от 22.11.2005

*