Объем контрактов, подписанных только за два первых дня работы международного авиасалона Dubai air show 2005 в ОАЭ, перевалил за 20 млрд долл. Самые крупные заказы, как и следовало ожидать, были сделаны компаниями из государств Персидского залива. Однако среди покупателей фигурируют и индийцы, и европейцы. Примечательно, что хотя Ближний Восток считается раем для торговцев оружием, все заключенные в Дубае сделки касаются гражданских самолетов.

Почин торговле в Дубае сделал хозяин. Сразу же после открытия авиасалона в воскресенье базирующаяся в Дубае авиакомпания Emirates Airlines объявила, что приобретает 42 самолета Boeing-777. Как сообщил глава компании шейх Ахмед бен-Саид аль-Мактум, в это число вошли 24 самолета Boeing-777-300 ER, десять лайнеров модели 777-200 LR и восемь грузовых машин Boeing-777. Стоимость заказа оценивается в 9,7 млрд долл. Поставка самолетов начнется в 2007 году. Одновременно Ахмед бен-Саид подписал контракт с американской компанией General Electric на моторы GE90-115B для самолетов Boeing-777. Эта покупка стоит еще 2 млрд долларов.

Вчера компания Boeing сообщила о заключении с лизинговыми компаниями сделок на продажу новейшего, находящегося еще в разработке, пассажирского самолета Boeing-787 Dreamliner на общую сумму 4,6 млрд долл. Компания International Lease Finance Corp заказала 20 таких лайнеров на сумму около 2,7 млрд долл. А недавно созданная компания Low-Cost Aircraft Leasing заказала шесть лайнеров 787 и обещала скоро оформить заказ еще на девять. Общая стоимость ее заказа достигнет тогда 1,9 млрд долларов.

Дубайский салон подтвердил также высокую популярность семейства региональных самолетов А320 европейского концерна Airbus. Еще в субботу, накануне официального открытия салона, саудовская компания National Air Services заказала пять входящих в это семейство самолетов А318 и взяла опцион еще на пять.

В воскресенье кувейтская Jazeera Airways заказала шесть А320. А вчера индийская Kingfisher Airlines приобрела сразу 30 подобных машин (А319 и А320). Airbus официально не объявлял сумму этих контрактов. Однако исходя из каталожной стоимости самолетов семейства А320 в 30—35 млн долл. общий объем этих контрактов можно оценить примерно в 1,38—1,61 млрд долларов.

В Дубае нашлись покупатели и на другие машины производства концерна Airbus. В воскресенье кувейтская лизинговая компания ALAFCO приобрела 12 самолетов А350 и взяла опцион еще на шесть. А350, так же как и его прямой конкурент Boeing-787, находится пока на стадии проектирования. Два гиганта мирового авиастроения активно соревнуются в сборе заказов на будущие машины, в частности и потому, что ни одному из них пока не удалось собрать столько контрактов, чтобы обеспечить окупаемость программы проектирования. Поэтому Airbus был особенно рад объявить вчера, что еще десять А350 у него приобрела португальская компания TAP. Заодно португальцы взяли семь дальнемагистральных самолетов А330 (уже спроектированных и даже проверенных в деле). Заказы ALAFCO и TAP, по примерным подсчетам, принесут концерну Airbus порядка 5,5 млрд долларов.

Российские компании о заключении контрактов в Дубае пока не объявляли.

ФОТО Французская пилотажная группа Patruille de France в небе Дубая. На земле — самый большой в мире пассажирский лайнер Airbus-380

Михаил КУКУШКИН

Время новостей

N°217

22 ноября 2005

Время новостей

***