Новые героини Индии — девушки, которые хотят сами выбирать себе мужей
Национальную награду Индии за храбрость в этом году получит четырнадцатилетняя Миинати Гаграи, самая обычная девушка из джунглей штата Орисса.
Национальной героиней Миинати стала потому, что отказалась следовать древней традиции и не подчилась воле родителей, просватавших ее за 50-летнего жениха.
Семь дней девушка, бежавшая от неравного брака, скрывалась в джунглях, а затем обратилась к властям. Сейчас ее старший брат, получивший деньги за сестру, взят под стражу.
«Я как никогда счастлива, узнав, что получила Национальную награду за храбрость и ее вручит мне сам премьер-министр. Я очень счастлива и потому, что побываю в Дели, ведь я там ни разу в жизни еще не была», — по-детски улыбается перед телекамерами девочка, нарушившая закон племени.
Ее сверстница Радхика, проданная за 35 тысяч рупий (около $800), убежала из новой семьи, обратившись сначала в полицию, а затем в суд, требуя призвать к ответу родителей.
Девочки отнюдь не чувствуют себя индийскими «Павликами Морозовыми», сражаясь за свои права при помощи правосудия.
«Я не желаю видеть своих родителей, которые сначала продали меня, а после того, как я бежала, отказались приютить меня, отправляя назад в мое несчастье», — приводит слова Радхики информационное агентство PTI.
Законы Индии запрещают детские браки. Официальный возраст регистрации новой семьи — 19 лет для девушки и 21 год для юноши. И тем не менее продажа девочки, предназначенной в жены, остается довольно распространенным явлением.
«Мы претендуем на славу компьютерной державы, мы запускаем в космос корабли. Но что касается браков, то это просто какое-то средневековье!», — восклицает газета «Индиан экспресс».
Парламент под напором общественности готовится в ближайшую сессию ужесточить уголовную ответственность за детские браки, хотя воевать с традициями непросто.
Еще одна новая героиня — Ананда из индийской глубинки отказалась перебраться в дом супруга, которому мачеха просватала ее еще в шестилетнем возрасте. Панчаят, сельский орган местного самоуправления, предписал Ананде переехать в дом жениха, так как ее семья давно получила приданное.
О девочке пишут газеты, ее опекают правозащитники. Но односельчане косятся на Ананду, нарушившую древний обычай.
Браки в Индии издревле заключаются отнюдь не на небесах, а по договоренности между семьями. Самые респектабельные газеты печатают брачные объявления, которые подают не юноши и девушки, а их родители.
«Хорошо обеспеченная семья ищет невесту старшему сыну», — самое типичное объявление на полосе «знакомства», разбитой на касты и религиозные группы. Правда в последнее время появилась и новая рубрика — «каста не имеет значения», но пока она не слишком популярна.
Семьи, ищущие половину своим чадам, первым делом указывают размер зарплаты жениха и сферу деятельности. Затем поминаются родственники — папа-юрист и брат-врач добавляют шансов на внимание родовитых невест. Внешность — то бишь цвет глаз или вес, не детализируется. А рост жениха в 162 сантиметра отнюдь не мешает любящим родителям охарактеризовать его наружность как «прекрасную».
Пару ищут чаще всего сыновьям — в стране дефицит невест из-за неизжитой традиции убивать новорожденных девочек. Кормильцами семьи считаются сыновья, и лишь всего несколько месяцев назад парламент Индии уравнял дочерей в праве наследования земли и прочей родительской собственности.
Из-за жестокой селекции гендерная диспропорция в стране составляет около 10%, а в некоторых штатах достигает и 30%. С учетом того, что население Индии составляет более миллиарда человек, армия женихов, не имеющих шанса составить семью достигает масштаба 100 миллионов.
Государство нынешней осенью приняло ряд законов в поддержку семей, имеющих только девочек — им гарантированы бесплатное образование и стипендия. Феминистки требуют партийных квот в парламенте и местных органах самоуправления.
Образованные столичные девушки, рассекающие в шальвар-камизах улицы Нью-Дели на мотоциклах, задают тон стране, отстаивая естественное право выбора суженного.
«Моя дочь учится в колледже точных наук, она ездит на скутере и хочет стать пилотом. Конечно, я подобрал бы ей хорошего жениха. Да разве она послушает?..», — с улыбкой вздыхает бизнесмен Ранджан.
*