С информационного поля области почти исчезла газета «Волжский комсомолец сегодня», хотя отдельные номера ее еще радуют читателя. Газета близка к прекращению своего существования, и не выходит регулярно уже четвертый месяц. Антонина Верченова: То, что описано в этом небольшом интервью — лишь часть внутреннего состояния редакции. Есть второй, третий, пятый план, есть интересы разных людей. У меня уже создается впечатление, что слова «газета — исторический памятник» — пустой звук. Столько корысти вокруг! И нет помощи. >>>

На территории Самарской области буквально терпит бедствие одно из старейших изданий — молодежная газета «Волжский комсомолец сегодня». Газета близка к прекращению своего существования, и не выходит регулярно уже четвертый месяц. По странному стечению обстоятельств, проблемы у газеты начались вместе с активными действиями по приватизации Самарского дома печати, одного из учредителей издания.

— Проблемы не начались в связи с приватизацией Дома печати, — объяснила Антонина Верченова, главный редактор газеты, — а проявились еще больше. Причем, замечу, проблемы исключительно экономические. В остальном — у газеты есть стройная содержательная концепция, не охваченная полностью, но выверенная теоретически аудитория, и планы по развитию на будущее.

О какой аудитории говорите?

— Четвертая часть населения Самарской области — молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет. Большинство из них, в лучшем случае, не читают ничего из периодики. В худшем — глянцевые журналы, выращивающие потребителя. Что плохо соотносится со стратегией в отношении молодежи, которая может быть принята правительством РФ в ближайшее время. А стратегия эта заключается, в частности, в том, чтобы держать молодых в курсе всех возможностей, которые им дает общество.

Кстати, во все годы существования «Волжского комсомольца» газета являлась для молодых первой профессиональной ступенькой в журналистике. До недавнего времени треть журналистов Самары начинала профессиональный путь в журналистику на втором этаже Дома печати, где располагалась редакция. И сейчас в этом подходе здесь ничего не изменилось: каждый день студенты-журналисты учатся методике сбора информации, технике разговора по телефону, поиску тем, выбору жанра и т. д.

Как случилось, что газета с такими мощными традициями, уступила позиции попсовым изданиям? Нам известно, что даже помещения «Комсомольца» в том же Доме печати заняла газета «Жизнь».

— Вероятно, лет 15 назад прежним руководством в газете были сделаны неправильные шаги. С тех пор проблемы преследуют газету, но они касаются только финансов, потому что концепция молодежного издания (мы ее называем концепцией выживания для нового поколения) сохранена и адаптирована к новым условиям, к интересам нового читателя. Тот, кто прочитал последний номер «Комсомольца» в оригинальном формате, тот в этом убедился.

И вы хотите убедить в этом власть, в частности, одного из учредителей — администрацию области?

— Да, хотим. Давайте представим, что будет с нашим обществом через 5 — 10 лет? Мы, в данном случае журналисты, не можем же сказать, что после нас — хоть потоп.

Молодежь — это стратегия жизни. Не зря с ней связывают все «оранжевые» прогнозы. А часто ли спрашивают саму молодежь: что нужно ей? Нужны ли эти революции. Да не нужны — посмотрите данные соцопросов. Молодым людям нужна свобода, внутренняя свобода, которая помогает самореализации в профессии, в личной жизни. И именно в своей стране. И в этом понимании свобода граждан необходима, прежде всего, самому государству, как естественный источник безопасности.

Но так считают в каждой общественно-политической газете, не только в «Волжском комсомольце».

— Однако не каждая газета реализует свои внутренние установки в своем содержании. А молодежной газете в этом отношении даже проще, потому что она по определению занимается социальной политикой.

Своими публикациями «Комсомолец» показывает молодым людям их возможности с тем, чтобы они сами могли решать собственные проблемы. С другой стороны — молодые должны учиться понимать, что рано или поздно, когда у них родятся дети, произойдет смена приоритетов и предпочтений. Вот тогда ответственность перед своими детьми они отождествят с ответственностью перед теми, кто живет с ним бок о бок в одной стране. А чтобы детям нынешних молодых хорошо жилось, их будущие родители должны трудиться сейчас. Собственно, на эту идеологию — часть своей концепции — работает «Волжский комсомолец».

Ну, тогда областные власти должны сказать «Комсомольцу» «спасибо!»

— Полагаю, да. Я бы на их месте добавила: ребята, дорогие, мы поможем вам, пусть хоть какая-то часть от более чем 800-тысячного молодого населения области читает эту газету, освобождаясь от иждивенческих мыслей, что весь мир им должен все, а они ему — ничего…

Беседовал Дмитрий Панкратов

*