На прошлой неделе в Тунисе прошел саммит на высшем уровне по вопросам информационного общества (World Summit on the Information Society — WSIS). Итоги его еще будут подводиться — масштаб и сложность проблем, обсуждавшихся в Тунисе, таковы, что быстрых последствий это мероприятие иметь просто не может. >>>

Первый WSIS, который прошел два года назад в Женеве, критиковали за чересчур общий, откровенно декларативный характер принятых на нем решений. От Туниса ждали большего, а именно — принятия государствами совместного плана действий по ликвидации на планете так называемого цифрового неравенства, приобщению к информационным технологиям большего количества граждан развитых и развивающихся стран, сохранению е-экологии, развитию трансграничной интернет-торговли и, главное, созданию системы управления развитием и функционированием Интернета.

В этом смысле Тунис, как и Женева, тоже дает поводы для разочарования. Например, 15 ноября, в день перед открытием саммита, на предварительном заседании после многочасового обсуждения было принято решение не изменять существующий порядок управления развитием и функционированием Всемирной паутины. Сложившаяся система управления доменными именами находится в руках американской некоммерческой организации Internet Corporation for Assigned Names and Numbers (ICANN, читается как «айкэн», что созвучно I can — «я могу»), созданной при участии правительства США. Так оно и будет еще на протяжении неопределенного времени, хотя представители развивающихся стран все настойчивее оспаривают у США и ICANN право определять политику развития Интернета. Спор этот шел все два года, прошедшие после Женевы, в рамках специально созданной комиссии ООН. Особенно активно претендовали на участие в управлении Интернетом Иран и Китай, а Европейский союз выполнял функции посредника на переговорах с США.

Управление Интернетом (в смысле политики распределения доменных имен и других ресурсов, например диапазонов IP-адресов) не связано с другой важной проблемой — регулированием содержимого сайтов в отдельных странах. К числу правительств, склонных ограничивать своих граждан в доступе к WWW, находятся Китай, Египет и, между прочим, Тунис. Неправительственные организации, борющиеся за свободу распространения информации в Интернете, имели проблемы с аккредитацией на саммите.

Позиция России в вопросе контроля распространяемой в Интернете информации состоит в следующем: регулировать следует отношения поставщика и потребителя данных, а не среду, в которой эти данные распространяются. Глава российской делегации, министр информационных технологий и связи Леонид Рейман в своем выступлении обратил внимание на то, что Интернет в его нынешнем виде не единственная технологическая среда хранения и передачи информации. В ближайшем будущем следует ожидать возникновения новых технологий, и, следовательно, методы регулирования отношений, возникающих при обмене данными, не должны привязываться исключительно к Интернету.

Из конкретных решений саммита следует выделить намерение обеспечить к 2015 году доступ к Интернету для всех граждан государств, представленных на саммите. Сейчас только 14 человек из ста имеют доступ к Сети. США здесь (как и в других областях, связанных с развитием технологий) сохраняют привилегированное положение — в этой стране доступ к Интернету имеют 62% населения.

В России, по разным оценкам, Интернетом регулярно пользуются 10—15% граждан, что соответствует среднему по планете показателю. Для сохранения конкурентоспособности страны этого скоро будет недостаточно.

Анна МАЙОРОВА

Время новостей

N°216

21 ноября 2005

Время новостей

***