SMS-лохотронщики убили рынок контента
Рынок мобильного контента в 2005 году стал вдвое меньше. Картинки и мелодии выходят из моды, а абонентов все чаще обманывают. Контент-провайдеры бьют тревогу: объем рынка мобильного контента в России вместо ожидавшихся $600 млн в этом году едва превысит $300 млн. При этом последняя цифра — наиболее оптимистический прогноз, поскольку по итогам трех кварталов 2005 года суммарная выручка от контент-услуг составила всего $205 млн. При этом рынок находится в стадии стагнации и более реалистичными выглядят прогнозы в $250-270 млн., что меньше $300 млн., достигнутых в 2004 году.
В чем причина
На проходящей в эти дни в Петербурге Mobile VAS Conference (2-ая Международной Конференции по дополнительным услугам сотовой связи) активно обсуждались причины спада рынка. Наиболее полно их выразил в своем докладе Кирилл Петров, управляющий директор компании i-Free, лидирующую на рынке продаж мобильного контента (16% рынка, данные iKS-Consulting).
По его словам, сегодня загрузка мобильного контента уже перестала быть остромодной, также нет «нетленных» хитов вроде «Бригады» или «Бумера», год-два назад доносившихся из каждого мобильника. Развито пиратство, а также закончился активный рост числа новых абонентов (именно реальных абонентов, а не сим-карт), соответственно, неискушенных контентом пользователей осталось очень мало.
В связи с этим основной причиной «загнивания» рынка становится негативный опыт загрузки контента. По статистике i-Free, лишь 46% WAP-закачек (полифонические мелодии, цветные картинки и игры, на них приходится 70% от общего числа загрузок) являются успешными, а контент, рекламируемый по телевизору, вообще удается загрузить от силы 20-25% абонентам.
Кто мешает закачать
По данным i-Free, 23% «неудачливых» абонентов вообще не понимают, что такое пришедшая по SMS WAP-ссылка и что с ней делать, у 17% не настроена услуга WAP, в 40% случаев роковой становятся некачественно работающий GPRS у оператора, а 20% неудач приходятся на ошибки абонентов при отправке SMS или ошибки в рекламе.
SMS-лохотрон
Порой разочаровывают людей не технические проблемы, а простая недобросовестность контент-провайдеров. Например, в последнее время активно распространились так называемые «пакетные продажи». Абоненту в обмен на отправку SMS обещают «вместо одной» неограниченное количество мелодий, однако потом оказывается, что, во-первых, запрос стоит гораздо дороже обычного ($3-4), а во-вторых, мелодий за эти деньги предлагается не так уж и много. Бывают случаи, что по такой ссылке человек заходит на сайт, где «5 минут в сутки все бесплатно, качайте прямо сейчас ? вдруг вам повезет» или просто на обычный сайт, где за каждую единицу контента нужно дополнительно платить — опять же путем отправки SMS.
Часто недобросовестные компании и вовсе не предлагают никакого контента: за «липовыми» кодами не скрывается ничего, люди отправляют SMS и не получают в ответ даже WAP-ссылок. При этом обманутые вовсе не запоминают, на номер какой компании отправляли сообщение и считают всех контент-провайдеров лохотронщиками.
Многие также не знают о том, что помимо стоимости самой услуги придется платить оператору за WAP-трафик, который стоит очень дорого — до $10 за мегабайт. В итоге нередки случаи, когда абонент платит $3 в месяц контент-провайдеру за пользование службой знакомств, а $30 оператору за WAP. Разумеется, после выставления счетов его постигает чувство глубокого разочарования.
Рынок под угрозой
По мнению Кирилла Петрова, основными угрозами для рынка контента помимо недобросовестной рекламы являются введение автоматической подписки и пиратство со стороны самих контент-провайдеров.
Автоматическая подписка позволяет с некоторой периодичностью автоматически списывать со счета абонента деньги за доступ к контенту, причем последний об этом может даже не подозревать достаточно один раз зарегистрироваться и все. Пока это западное веяние брать деньги «за воздух» в России распространено мало, однако в полной мере реализовано в сервисе i-mode, который недавно появился и в нашей стране. Фокус в том, что «подписка» автоматически продлевается каждый месяц, и если вы забыли ее отменить или не знаете, как (что встречается сплошь и рядом) ? извольте удивляться, куда уходят деньги со счета.
Пиратство же заключается в том, что некоторые, даже довольно крупные, игроки рынка, продают контент без отчислений правообладателям, что позволяет снизить на него цену. Создается недобросовестная конкуренция; конечно, такие деяния в скором времени пресекаются, но сорванного «куша» пиратам бывает достаточно
Что делать
Аналитик агентства iKS-Consulting Оксана Панкратова считает, что сложившуюся ситуацию еще можно исправить и возобновить рост рынка. По мнению Кирилла Петрова, этого можно достичь следующими способами:
— Операторы должны ввести программные решения для автоматической настройки телефонов (так, у имеющего эту платформу Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон» число успешных закачек достигает 70%).
— Операторы должны контролировать деятельность контент-провайдеров и оперативно «отсекать» недобросовестных; это в их же интересах, поскольку большинство абонентов считают, что контент-услуги им оказывает оператор связи, а не сторонняя организация
— Контент-провайдеры должны создавать службы поддержки пользователей для разъяснения нюансов и решения возникающих проблем
— Операторы не должны вводить так называемый МТ-биллинг, который позволяет автоматически списывать деньги «за подписку»
— Операторы должны снизить стоимость WAP-трафика. Тарифы на WAP разрабатывались несколько лет назад, когда загружалась текстовая информация небольшого объема, сегодня же через WAP загружают и видеоклипы по нескольку мегабайт, в то время как оператор берет до $10 за мегабайт).
Илья Шатилин
18 Ноября 2005 г. 15:31
***