Демократия в российском стиле (The Wall Street Journal Гарри Каспаров)
Перестановки в российском правительстве связаны с попыткой найти лучшую комбинацию для того, чтобы клика Путина осталась у власти. Пока что мы имеем не «диктатуру закона», а диктатуру в ущерб закону.
В понедельник, в типичной для КГБ скрытной манере, российский президент Владимир Путин неожиданно назначил двух своих ближайших помощников – министра обороны Сергея Иванова и главу президентской администрации Сергея Медведева – на посты вице-премьеров. В кремлевских коридорах власти Медведева обычно рисуют как либерала и «голубя» в отличие от «ястреба» Иванова. Но эти различия мало что значат, в то время как тот факт, что и Медведев, и Иванов – близкие соратники Путина, означает все.
В условиях демократии такие кабинетные перестановки стали бы отражением битвы между группами людей, имеющих общие интересы, а также свидетельством изменения направления политики. Что же касается России Владимира Путина, не стоит тратить время, чтобы понять смысл этих дворцовых интриг в византийском стиле. Эти изменения не имеют никакого отношения к тому, как лучше управлять страной; смены направления политики также не произойдет. Все это связано с попыткой найти лучшую комбинацию для того, чтобы клика Путина осталась у власти.
Многие из тех, кто скептически относится к обвинениям в адрес России в отступлении от демократии, наверное, ожидают каких-либо драматических событий, которые подтвердят всем правоту этих обвинений: например, появления танков на улицах Праги или хотя бы на Красной площади для борьбы с участниками акций протеста. Скептики на Западе вяло реагируют на то, как представители российских оппозиционных сил и правозащитных групп предъявляют им длинные списки примеров того, как Кремль систематически сворачивает демократические институты. Режим Путина понял, что до тех пор, пока его махинации скрыты от широкой общественности (и пока на Северном Кавказе находятся танки), западные лидеры в худшем для Кремля случае будут проявлять лишь смутное беспокойство по поводу ситуации в России, и не более того.
Такое отношение Запада часто сопровождается вводящими в заблуждение попытками найти хорошие стороны в России. Такую попытку недавно предпринял Билл Клинтон во время встречи с Михаилом Горбачевым, когда он сравнил демократию в современной России с демократией в СССР в 1985 году и сделал вывод в пользу сегодняшней ситуации. Сам Горбачев сегодня высказывает поддержку Путину. Возможно, Горбачев чувствует зависть, наблюдая за тем, как Кремль возвращает себе ту авторитарную хватку, которую не смог сохранить Горбачев, отчаянно пытаясь придать человеческое лицо коммунистическому монстру. И, если уж делать лестные сравнения, то почему бы не пропустить 1985 год и вместо этого не сравнивать Россию с годами сталинских репрессий?
Я бы предпочел более подходящее сравнение – между 2005 и 1999 годами. В последние шесть лет было сделано множество шагов, означающих отступление с пути к гражданским правам. И эта тенденция усиливается по мере того, как растет уверенность Кремля на фоне апатии Запада. Президент Буш продолжает показывать, что он готов купиться на концепцию Путина о «демократии в российском стиле», хотя отцы-основатели Соединенных Штатов вряд ли бы признали это демократией.
Тем, кто хотел бы увидеть символы отступления России от демократии, нужно заглянуть не дальше чем во двор здания ГУВД Москвы, где на этой неделе был установлен бюст Феликсу Дзержинскому («железному Феликсу»), основателю коммунистической тайной полиции. Его бронзовая статуя была убрана с Лубянской площади в августе 1991 года. Но сейчас он вернулся – хотя новая статуя меньше по размеру и установлена не на таком людном месте – и по этому поводу не было сделано никаких комментариев, что типично для сегодняшней власти, предпочитающей делать свои дела тихо.
Некоторые аналитики рисуют российскую экономику в розовых тонах. К сожалению, эта картина нарисована «нефтяными красками». ВВП держится на плаву благодаря рекордно высоким ценам на нефть, в то время как почти каждый сегмент инфраструктуры промышленности приходит в упадок.
Удивительно, но наиболее точные оценки ситуации дают представители российской власти. Так, не вселяет уверенности недавнее высказывание премьер-министра Михаила Фрадкова: «Телега без колес еще, мы еще по ходу будем колеса чинить, из квадратных круглые делать, как во всем мире. Но это непросто, потому что у нас дорог еще нет, по которым эта телега будет ездить».
Советник президента Путина по экономике Андрей Илларионов, который ранее в этом году был понижен в должности за свои критические комментарии о политике Кремля, предупредил о возврате «государственного доминирования в экономике», сравнив сегодняшнюю ситуацию с 1929 годом, когда Сталин ликвидировал частное предпринимательство в СССР. Вице-премьер Александр Жуков сказал в своем выступлении по телевидению, что у государства имеется так много денег, что оно не знает, что с ними делать, и эта новость стала шоком для жителей бедных регионов, далеких от московского Садового кольца и его роскоши.
В устройстве власти настолько много недостатков, а серая экономика так близка к черной, что любая попытка инвестиций оборачивается растратой денег на другие цели, поэтому инвестиции делаются очень редко. Больше нет каких-либо открытых каналов, позволяющих использовать полученные от нефти сверхдоходы на улучшение жизни средних российских граждан. Коррупция не дает возможности капиталу циркулировать, распределяясь от «головы» экономического организма к «конечностям», и вообще выходить за пределы «головы». В конце концов стабилизация цен на энергоресурсы нанесет смертельный удар.
Мы все еще слышим, что некоторые зарубежные сторонники Путина говорят, что, несмотря на все эти нарушения, Россия является хорошим местом для зарабатывания денег. Но это правда только в том случае, если вы желаете быть в близких отношениях с Кремлем и согласны делать то, что нужно для этого.
Олигарх Роман Абрамович (замаскированный под губернатора Чукотки) в прошлом продал свою компанию «Сибнефть» ЮКОСу за пакет акций ЮКОСа и деньги в сумме 3 млрд долларов. Когда же развернулась история с ЮКОСом, Абрамович, друг Путина, сумел сохранить контроль над своей компанией с помощью судов и при этом, конечно же, не вернул полученные деньги. Недавно 72% акций его компании были приобретены «Газпромом» за 13 млрд долларов – цена, превышающая рыночную стоимость. В России для того, чтобы дважды продать одну и ту же компанию, не надо быть гением бизнеса, просто нужно иметь хороших деловых партнеров, гарантирующих, что суд примет нужное решение. Это – лучший способ делать деньги на диком Востоке.
Дело бывшего главы ЮКОСа, миллиардера Михаила Ходорковского, приговоренного к тюремному заключению, продолжает служить наглядным примером. Хотя он был отправлен – вопреки всем современным прецедентам – в сибирскую тюрьму в отдаленном регионе страны, правительство не прекратило преследовать всех тех, кто связан с этим делом. Еще один крупный акционер ЮКОСа, Платон Лебедев, который серьезно болен, был отправлен в тюрьму на севере, за Полярным кругом. И сейчас прокуратура запугивает и пытается лишить юристов ЮКОСа адвокатского статуса, помня о том, что процент обвинительных приговоров в российской судебной системе составляет свыше 99%.
Ходорковский мог избежать всех этих неприятностей, говорит марионетка Кремля Сергей Марков (замаскированный под эксперта-политолога). Он считает, что все, что нужно было сделать Ходорковскому, это отдать большинство своих активов и обещать не использовать оставшуюся часть для поддержки любых намерений, противоположных намерениям правительства.
Но и с обычными налогоплательщиками, не сделавшими ничего, что бы угрожало Кремлю, обходятся не лучшим образом. Последние изменения в налоговом законодательстве, принятые Государственной думой, отвергают презумпцию невиновности налогоплательщика. Сначала государство снимает деньги с вашего банковского счета, а затем вы должны доказать, что оно должно вернуть вам эти деньги. Кто сказал, что бывшие коммунисты не могут научиться эффективной фискальной политике?
В 2000 году, после того как Путин пришел к власти в результате закулисной сделки, повторения которой мы надеемся не допустить в 2008 году, он обещал установить в России «диктатуру закона». Пока что мы имеем диктатуру в ущерб закону. Сегодня последствия этой трансформации могут казаться важными только россиянам, но вскоре Россия с разрушающейся экономикой и отсутствием уважения к нормам права сделает наши проблемы вашими.
Гарри Каспаров, постоянный автор статей Wall Street Journal, является председателем «Комитета-2008: свободный выбор» и лидером российской общественной организации «Объединенный гражданский фронт»
Гарри Каспаров
Переведено 18 ноября 2005
InoPressa.ru
*