"Бодяжить" бензин прекратят в 2007 году
В самое ближайшее время в правительство будет направлен технический регламент по стандартам топлива. В преддверии этого в Госдуме прошли парламентские слушания, посвященные экологической безопасности автотранспорта и моторного топлива. Самим регламентом депутаты довольны, но, по их мнению, нужно еще заинтересовать нефтяников в выпуске качественного топлива. Меры поощрения давно придуманы — через акцизы. Однако сроков вступления в силу новых акцизов никто не знает. В ведомствах до сих пор не могут определиться с их количественными параметрами.
На рынке автомобильного топлива в России — полная бесконтрольность. На любой заправке, даже если она работает под логотипом известной нефтяной компании, вам могут залить в бензобак «бодяжный» бензин. Про дизельное топливо мы и не вспоминаем — качественной солярки на российских АЗС просто нет! Если в результате использования некачественного топлива, у вас начались проблемы с двигателем, готовьте наличные. Сотрудники техцентров уже привычно первым делом лезут в бензобак — брать пробы. Если топливо не соответствует хотя бы ныне действующему стандарту, платить за ремонт двигателя придется из своего кармана, несмотря на наличие гарантии. И виноватого в этом случае не найти. По нынешнему законодательству привлечь к ответственности владельца бензоколонки за продажу некачественного топлива практически невозможно.
Техрегламент по стандартам топлива вступит в силу с 1 января 2007 года, до того момента у производителей топлива будет время для перевода мощностей под новые стандарты. Пока же идет обсуждение новых правил. Техрегламент, который сегодня готовится в недрах Минпромэнерго, помимо того что определяет новые стандарты топлива «Евро-2» и «Евро-4» для производителей, формирует систему контроля за качеством топлива на всех этапах его дистрибуции — от НПЗ до заправки. В бензин будут добавлять специальные биомаркеры, которые помогут экспертам отследить происхождение любой партии бензина. Продавцов бензина обяжут предоставлять покупателям всю информацию касательно марки, стандарта («Евро-2» или «Евро-4»), происхождения топлива, а за введение потребителей в заблуждение будут наказывать — от наложения штрафов до запрета заниматься этим бизнесом. «Ничего революционного в этой области мы не придумали, подобная система действует во всех странах Европы, и там никаких проблем с качеством топлива на АЗС давно нет, — заявил Владимир Булатников, замдиректора ВНИИ нефтепереработки. — Наш техрегламент мы просто скопировали с директив Еврокомиссии».
Но принятия одних стандартов еще недостаточно, для того чтобы изменить ситуацию на рынке автомобильного топлива, улучшить экологическую ситуацию в стране. «Техрегламенты — это только первый шаг, нужно еще заинтересовать нефтяников производить, а автовладельцев покупать качественное, экологически чистое топливо, — заявил «Известиям» Владимир Грачев, председатель комитета по экологии Госдумы. — Мы ждем от правительства предложений по введению акцизов на разные виды моторного топлива (высоких — для низкооктанового и низких — для качественного, высокооктанового топлива). Однако ни параметров, ни сроков их введения чиновники нам не смогли назвать». Затруднились назвать сроки введения новых акцизов, поощряющих производство качественного высокооктанового топлива, и в Минпромэнерго. «К их формированию причастны несколько ведомств — МЭРТ, Минфин, Минпромэнерго, которые до сих пор не пришли к общей позиции», — пояснил Владимир Соловьев, начальник отдела нормативно-правового обеспечения департамента ТЭК Минпромэнерго.
• Михаил ХМЕЛЕВ
18.11.2005 09:39
«Финансовые Известия»
***