— Никогда не спешил домой ради того, чтобы посмотреть интересную передачу. Неизменно одно: по воскресеньям вечером телевизор включен, и я его смотрю, поскольку время есть свободное. Эффект присутствия всегда подкупает. Именно поэтому многие мужчины предпочитают смотреть бокс, футбол, хоккей в режиме реального времени. >>>

Почти то же самое происходит в реалити-шоу: эффект присутствия и наблюдения за тем, как знаменитые люди едят саранчу, привлекает зрителей. Ну а если нет знаменитостей, то человек наблюдает за тем, как такой же, как он, идет к своей цели. Ведь вся эта кухня и есть на самом деле «фабрика звезд». Кто из участников станет звездой, дойдет до конца? Все это обывателю интересно.

       Я реалити-шоу не смотрю. Предпочитаю другие передачи — такие, где рассказывают о том, что ты наверняка в своей жизни никогда специально не прочитаешь. Например, о завоевании острова Крита.

       Дома у меня чаще всего включен канал «Культура». Очень хорошо, что у нашего телевидения есть такой канал. Ведь ТВ — это насильник. Каждый вынужден смотреть то, что дома телевизор показывает. И чем чаще нам будут показывать «Культуру», где нет рекламы, зато есть хорошие старые фильмы, познавательные передачи, тем лучше! Культура нам нужна в любом формате, пусть даже в насильственном.

       Также у меня дома включен Discovery, канал мультфильмов (поскольку дочка растет). Телевизор она смотрит редко, поэтому и ограничивать ее не приходится. Жаль, конечно, что все эфирное время днем заполнено сериалами, а не детскими передачами. Но проблема шире — не снимается детское кино, все меньше детских театров, остались в прошлом такие детские рестораны, как «Буратино». Их потребитель — ребенок, а дети — лишь небольшая часть населения. Все-таки телевидение как предприятие коммерческое пытается охватить максимально возможную аудиторию.

       Неплохо отношусь к нашим информационным передачам. Я их все смотрю, если успеваю. Но они сейчас не отличаются по содержанию. Ушло то время, когда рассматривались проблемы с разных сторон, сейчас все подается под одним углом. Считаю, что у наших информационных программ довольно высокое качество, можно сказать, что не хуже, чем у Euronews.

       Иногда еще смотрю сериалы, так как мне интересна сама сериальная индустрия. Ведь все мои фильмы, пожалуй, кроме «Побега», были сериалами — «Антикиллер»-1, 2. Сейчас снимаю фильм «Консервы» с Маратом Башаровым, который тоже будет состоять из нескольких частей. А вообще сериал и кино — это разные вещи. Сериалы делаются быстро, активно. Да и в финансовый минус вряд ли уйдешь благодаря рекламе.

       С другой стороны — выбор зрителей. Почему они предпочитают «Секс в большом городе» «Делу о «Мертвых душах»? Потому что в сериалах предпочтительна легкость, разговоры ни о чем и любовные трагедии.

       Не смотрю совсем «Аншлаги» — считаю, что это юмор, который позорит нацию.

       Я думаю, что должна быть здоровая комбинация развлекательности и познавательности. Телевидение — это удивительный рычаг. Почему идет война за СМИ? Потому что телевидение — это удивительный способ манипуляции сознанием. И если существует у руководящих кругов страны реальное желание «оздоравливать» общество, повернуть сознание человека, то телевидение для этого подходит как нельзя лучше.

       Если ты хочешь получить миллионы обманутых вкладчиков, то делаешь рекламу «МММ», если ты хочешь получить Ельцина как президента, то идет реклама а-ля: «Если ты не проголосуешь за Ельцина, то грянет катастрофа» и т.п.

       Правда, кроме телевидения, есть еще интернет, я уже их практически не разделяю, потому что это быстро все сольется в некоего единого массмедийного монстра. Так что, думаю, если правительство у страны ответственное, то, безусловно, оно начинает думать о том, что показывается.

      

       Записала Соня БЕНЕДДРА

       17.11.2005

№ 86

17 ноября 2005 г.

"Новая газета"

***