Вчера в Казанской ратуше президент Татарстана Минтимер Шаймиев торжественно освободил от должности главу администрации Казани Камиля Исхакова. На смену бывшему мэру, назначенному полпредом президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, пришел глава Нижнекамска Ильсур Метшин. Таким образом, вопреки прогнозам, Казань возглавил не депутат Казанской городской думы, а иногородний протеже главы республики. >>>

Глава Казани Ильсур Метшин (справа) умеет расположить к себе любую аудиторию

Фото: МИХАИЛА КОЗЛОВСКОГО

Кадровые перестановки, произведенные Владимиром Путиным в понедельник, оставили Казань без власти. Самой обсуждаемой темой недели в городе был вопрос, кто заменит Камиля Исхакова на посту главы муниципалитета. В кулуарах ходили слухи, что более или менее приемлемые кандидатуры среди депутатов — глава Вахитовского района Казани Рафис Бурганов либо гендиректор КАПО им. Горбунова Наиль Хайруллин, характеризуемые как «люди Исхакова». Предположения о том, что на пост главы будет выдвинут человек со стороны (читай — от Казанского кремля), выглядели несерьезно: в таком случае был бы грубо нарушен «парламентский» принцип муниципалитета, согласно которому глава представительного органа избирается депутатами из своего числа. Для потенциального ставленника президента Шаймиева была, по мнению наблюдателей, лишь одна возможность: избираться в Казгордуму по округу, из которого «выбыл» депутат Исхаков.

Меж тем решение лежало на поверхности. Избравшись в главы муниципалитета по новым правилам, Камиль Исхаков до 1 января остался действующим главой «старой» администрации. Эта должность не являлась выборной — в 1995 году он был назначен на нее указом президента республики. Данная правовая тонкость и была использована Минтимером Шаймиевым. Вчера точно такими же указами он освободил Камиля Исхакова от занимаемой должности и назначил на пост казанского мэра главу Нижнекамска Ильсура Метшина.

О том, что полномочия главы администрации Казани истекают через полтора месяца (поскольку с 1 января 2006 года эта должность упраздняется), Минтимер Шаймиев умолчал. Даже наоборот — он пожелал Ильсуру Метшину «долгих лет работы в Казани». Это могло значить только одно — новый президентский назначенец останется во власти столько, сколько будет нужно. Для этого у него есть две официальных возможности. Ближняя — подать заявку на замещение вакантной должности руководителя казанского исполкома (видоизмененной администрации, нанимаемой депутатами Гордумы по контракту), чтобы с 1 января вступить на новый пост. Как сообщила „Ъ“ Людмила Андреева, «скорее всего, так оно и будет — Ильсур Метшин подаст на соискание и победит, потому что сейчас среди соискателей нет достойных кандидатур». Гораздо большие перспективы перед Ильсуром Метшиным откроются, если он станет главой представительного органа. Для этого ему придется дождаться марта и выдвинуться депутатом, чтобы затем быть избранным по всей формальной процедуре. В таком случае у президента республики появится практически готовый, молодой и сильный преемник. После чего, вероятно, разговоры о том, что Камиль Исхаков вернется в республику новым президентом, будут выглядеть уже неуместной шуткой.

Церемония передачи власти состоялась при всем депутатском корпусе Казанской городской думы — хотя, наверное, это было необязательно. Но президент решил соблюсти политес — во-первых, подчеркнул, что назначает господина Метшина именно «на должность главы администрации», то есть действует строго в пределах своих конституционных полномочий. Во-вторых, устроил бывшему главе достойные проводы, наградив его недавно учрежденным государственным орденом «За заслуги перед Республикой Татарстан». В-третьих, вручил ему часы «от себя лично», сопроводив подарок словами: «Это вам на память о Татарстане — думаю, что не навсегда». Когда отгремели аплодисменты, президент решил прояснить смысл сказанной им фразы: «Имею в виду не то, что часы не навсегда», — сказал он и сделал паузу, во время которой многие, вероятно, подумали, что сейчас прозвучит что-то вроде «когда-нибудь вы к нам вернетесь». Но в виду, оказывается, имелось всего лишь то, что это «не последняя награда от республики».

Судя по лицу Камиля Исхакова, награда являлась для него не более чем утешительным призом. За четыре дня, прошедшие с момента нового назначения, казанский мэр не стал выглядеть бодрее и увереннее. Президент, конечно, поддерживал его как мог. «Чтобы до конца себя оценить, надо, наверное, попробовать уходить», — жизнеутверждающе заявлял Минтимер Шаймиев. «Мы бы удивились, если бы все то, что мы с вами сделали в республике, не заметили в Москве»», — повышал он самооценку нового полпреда. Но и при таких мотивациях патетика прощальной речи господина Исхакова была почти невыносима. Он не жалел эпитетов в адрес покидаемого им города: «родной, дорогой, любимый», — повторял Камиль Исхаков со слезами на глазах по-русски и по-татарски. «Я буду помнить о каждом из вас, и все трудности, которые мы пережили вместе, и все наши достижения я пронесу в памяти через года», — обещал он депутатам. «Сильные люди очень душевно говорят», — оценил его речь Минтимер Шаймиев.

Нового столичного мэра президент представил как «воспитанника казанской школы». И поставил всех в известность, что с Ильсуром Метшиным его когда-то познакомил именно Камиль Исхаков. Знакомство не прошло даром: «Он мне понравился», — признался президент Шаймиев, как бы объясняя дальнейший карьерный рост молодого чиновника. Впрочем, в жизни Ильсура Метшина эта судьбоносная встреча оказалась далеко не последней. Как известно, в дни празднования 1000-летия именно господин Метшин удостоился чести презентовать Владимиру Путину двух микроскопических лошадок.

ЕКАТЕРИНА ВОРОБЬЕВА

КАЗАНЬ    №217 от 18.11.2005, ПТ

"Коммерсантъ" в Казани"

***