«Авиакор» сменил Embraer на Bombardier — завод ведет переговоры с канадской компанией о совместных проектах
Как стало известно „Ъ“, руководство ОАО «Авиакор – авиационный завод» ведет переговоры с канадской компанией Bombardier о создании в Самаре сервисного центра, который будет обслуживать самолеты Bombardier, эксплуатируемые в России. Как пояснили на «Авиакоре», это лишь первая часть возможного проекта. Вторым этапом может стать поставка самарским предприятием комплектующих для Bombardier, третьим – сборка региональных самолетов Bombardier CRJ в Самаре. По мнению аналитиков, это сотрудничество весьма перспективно для самарского предприятия.
На днях на «Авиакоре» побывали эксперты канадской компании Bombardier, основной задачей которых было оценить техническое оснащение и производственные мощности самарского предприятия. На нем планируется создать сервисный центр, который будет обеспечивать внеплановое обслуживание и сервис канадских самолетов, эксплуатируемых в России (сейчас в России насчитывается 16 самолетов Bombardier – „Ъ“).
Ъ Самарское ОАО «Авиакор – авиационный завод» контролируется компанией «Базовый элемент» Олега Дерипаски. В августе «Авиакор» поднял в воздух первый турбовинтовой Ан-140, собиравшийся в Самаре с 1999 года. Всего в разной степени готовности на заводе сейчас находится шесть «Анов». В производстве «Авиакора» также — четыре Ту-154: один – для ФСБ России — планируется собрать к ноябрю, второй – для авиакомпании «Якутия» – к концу года, еще два – для подконтрольных «Базэлу» «Авиалиний Кубани» – к началу 2006 года.
Канадская Bombardier создана в 1942 году как компания по производству снегоходов. Сейчас Bombardier занимает третье место в мире по объему производства самолетов для гражданской авиации. Модельный ряд Bombardier бизнес-класса состоит из Learjet, Challenger и самолета для дальних перелетов Global Express. Для региональных перевозок предназначены Canadian Regional Jet (50-местные CRJ серий 100 и 200 и 70-местные CRJ 700) и турбовинтовые самолеты DASH-8 различных серий: 37-местных серий Q100 и Q200; 50-местной серии Q300 и 70-местной серии Q400. С 1999 года Bombardier провел реорганизацию, выделив четыре направления: Bombardier Recreational Products (снегоходы и водные мотоциклы), Bombardier Capital (финансовая поддержка проектов), Bombardier Aerospace (авиастроение), Bombardier Transportation (строительство железнодорожного транспорта).
Впервые о намерении создать такой центр в России Bombardier объявила в августе этого года. Тогда же было объявлено о том, что до конца 2005 года канадцы планируют определиться с партнером в этом проекте.
По словам управляющего «Авиакора» Сергея Лихарева, сейчас уже сделан первый шаг в переговорном процессе. Как отметил господин Лихарев, проект по созданию сервисного центра является первостепенным для «Авиакора». На его базе будут также обслуживаться и самарские Ан-140, при этом в создании центра не надо будет начинать с нуля. «У нас сейчас есть сервисный центр, сертифицированный под Ан-72 и Ан-74, которые по своему обслуживанию близки к Ан-140 и Bombardier. У них примерно один размер, диагностическое и ремонтное оборудование. Для нас сотрудничество с Bombardier это использование мирового опыта в создании центра и его эксплуатации. А для Bombardier, — прежде всего, удобство, поскольку отгонять эксплуатируемые в России самолеты на обслуживание в страны Европы или Канаду просто нереально». Господин Лихарев подчеркнул, что пока еще не решено, на какой основе будет создан центр – «будет ли это СП или контрактные взаимоотношения». Кроме того, он отметил, что это лишь первая часть возможного проекта. Вторым этапом может стать поставка самарским предприятием комплектующих для Bombardier. Правда, пока неясно, какие именно авиакомпоненты будет производить «Авиакор». «Во втором проекте мы до деталей еще не дошли. Но «Авиакор» традиционно является хорошим производителем крыла, его элементов, фюзеляжа и шасси. Хотя в конечном итоге все будет зависеть от потребностей Bombardier», — заявил „Ъ“ Сергей Лихарев. Третий проект, который обсуждался руководством «Авиакора» с представителями канадской компании, — сборка региональных самолетов Bombardier CRJ на мощностях самарского завода. При этом руководство предприятия отмечает, что «это во многом зависит от того, насколько удачно пойдут первые два проекта. Сборка региональных реактивных самолетов на «Авиакоре» — это архисложная вещь».
Комментируя сам переговорный процесс, Сергей Лихарев подчеркнул, что, несмотря на то что эксперты Bombardier остались довольны техническими возможностями и производственными мощностями самарского предприятия, говорить о чем-то конкретном сейчас рано, «ведь на каждом этапе стороны могут договориться или нет». По мнению Господина Лихарева, определяющим фактором интереса Bombardier к «Авиакору» стало то, что летом этого года был поднят Ан-140.
Между тем ранее интерес к производству своих самолетов на мощностях «Авиакора» проявляла бразильская Empresa Brasileira de Aronautica SA (Embraer). Однако сейчас на самарском заводе заявляют о том, что не знают, «в какой стадии находится бразильский проект». Как пояснили в «Авиакоре», Embraer не обращались напрямую на предприятие, а лишь сообщили об этом Роспрому. «Мы выразили свое желание поучаствовать в этом проекте. Но, с нашей точки зрения, перспектива у самолетов ERJ-145 в России весьма сомнительна. Это достаточно дорогой и сложный в обслуживании самолет, и вряд ли он пойдет у нас», — заявили на предприятии. «Bombardier работает более грамотно и начинает с проекта сервисного центра, для которого не нужно больших производственных мощностей, а уж потом производство и сборка. Теоретически эти два проекта могут сосуществовать, но все будет зависеть от деталей. Bombardier высказал в нас гораздо большую заинтересованность, и это один из ключевых факторов в выборе партнера. Ведь и систему менеджмента, и технологии, и многие другие моменты можно отшлифовать, а вот желание — оно либо есть, либо его нет», — заявил Сергей Лихарев.
По словам директора по маркетингу Energy Consulting Светланы Ивановой, сотрудничество Bombardier и «Авиакора» весьма перспективно. «Очевидно, что на сегодняшний день парк российских самолетов устарел и эта отрасль нуждается в инвестициях, в том числе и с помощью такого сотрудничества», — уточнила она. С точки зрения госпожи Ивановой, вывод производства авиакомпонентов и сборки в Россию вполне закономерен, здесь есть хороший опыт в области самолетостроения и соответствующий кадровый потенциал. Кроме того, немаловажный факт — это цена вопроса — собирать самолеты в России дешевле, чем на Западе.
ОЛЬГА ПАСТЕРНАЦКАЯ
САМАРА №217 от 18.11.2005, ПТ
*