Качество жизни в российских городах ухудшается, считают эксперты консалтинговой компании Mercer Human Resource Consulting. В прошлом году крупнейшие мегаполисы сравнялись по этому показателю с городами Вьетнама, Нигерии, Судана и Камеруна. А по уровню медобслуживания и санитарных условий Россия находится еще ниже африканских стран.

Mercer Human Resource Consulting занимается исследованием качества жизни в различных городах мира последние 10 лет. Данные формируются на основе опроса иностранных специалистов, работающих в разных странах. В опубликованном вчера рейтинге приняло участие 215 городов, в том числе четыре российских: Москва заняла 162-е место (в прошлом году — 159-е) , Санкт-Петербург — 157-е (156) , Новосибирск — 186-е (183) , а Казань — 188-е (186) (см. таблицу). Российские города уступили не только городам Восточной Европы, но и некоторым африканским мегаполисам, оказавшись на одном уровне, например, с Мумбаи (Индия) , Мапуто (Мозамбик) , Лагосом (Нигерия). А в специальном рейтинге качества медицинского обслуживания и санитарных условий российские города заняли места между 183-м и 190-м. Самым удобным для жизни городом по версии Mercer оказался Цюрих, а самым неблагоприятным — Багдад; в «рейтинге здоровья» лидирует Калгари, а на последнем месте — Баку.

Города оцениваются по отношению к уровню жизни в Нью-Йорке, который принимается за 100 баллов. В «рейтинге здоровья» учитывались качество и доступность медицинских услуг, уровень вредных выбросов в атмосферу, система вывоза мусора, качество водоснабжения. В рейтинге качества жизни интервьюеры Mercer оценивали, в частности, политическую, экономическую, социокультурную среду, качество образовательных, рекреационных услуг, климат.

«Подобные исследования обычно используются международными компаниями, чтобы соотносить зарплаты своих сотрудников в разных городах мира, — говорит Слагин Паракатил, старший аналитик Mercer Human Resource Consulting. — Посылая своих сотрудников в другие страны, компании нуждаются в конкретных эквивалентах при определении их зарплаты».

Но далеко не все эксперты согласны с оценками Mercer. По словам ветерана внешней разведки Игоря Прелина, оказавшийся на две позиции выше Москвы Лагос куда хуже по санитарно-эпидемиологическим показателям и медицинским услугам. Это «грандиозная помойка», вспоминает разведчик: «везде горы мусора, вдоль дорог идут сточные канавы, которые замещают канализацию, очистных сооружений практически нет, а пить воду из-под крана равносильно самоубийству». По словам Прелина, ни в одной из двух десятков африканских стран, где он был, нет города, который мог бы сравниться с Москвой по уровню жилищно-коммунального хозяйства. С другой стороны, по словам второго секретаря посольства России в Колумбии Александра Фадикова, Богота справедливо занимает 141-е место в общем рейтинге против 162-й строчки, занятой Москвой. «Если сравнить рощу, рядом с которой я живу в Москве, с подобными местами в Боготе, то разница, конечно, существенная: здесь [в Боготе] гораздо чище», — говорит Фадиков. А вот вице-президент Exxon Ventures Гленн Уоллер говорит, что живет в Москве «уже 10 лет по собственному желанию» и «не считает», что «здесь так уж плохо». По мнению бизнесмена, в российских столицах высокий уровень культуры, а медобслуживание «вполне приемлемое».

«С мусором в Москве все как в Лондоне — приезжает по утрам грузовик, гремит, забирает ящики», — отмечает директор Prosperity Capital Management Иван Мазалов, проработавший несколько лет в британской столице (59-е место в рейтинге) , зато «в Лондоне сажи нет с тех пор, как перестали топить углем, а в Москве нечем дышать», добавляет он.

Пресс-секретарь Министерства экономики и бюджетного планирования Казахстана Шолпан Мукашева считает заниженной и оценку Алма-Аты, которая заняла и вовсе 203-е место, сравнявшись с городами Мавритании, Конго и Нигера. «Перебоев с водой в городе давно нет, а хорошую медицинскую помощь можно получать по добровольной страховке за $300 — 400 в год», — уверяет чиновник.

Впрочем, по мнению директора Института экономики ЖКХ Игоря Бычковского, качество городской инфраструктуры в России ухудшается. В советское время количество повреждений и аварий на 1 км сетей было на уровне восточноевропейских стран (0,1 в год) , а в последнее время выросло до 1,5 — 3 в год, а иногда и до пяти. «Они [эксперты Mercer] выбрали еще не плохие города», — считает Бычковский. По словам Владилена Прокофьева, руководителя сектора Института экономики города, позитивные изменения в сфере ЖКХ пока наблюдаются лишь в системе утилизации твердых бытовых отходов и предоставлении коммунальных услуг. «Жилищно-коммунальное хозяйство было буфером [при проведении реформ в экономике], сейчас это самая убыточная отрасль, к тому же находящаяся под сильным административным влиянием органов власти», — отмечает Прокофьев.

Дмитрий Булгаков Андрей Панов Борис Грозовский

Ведомости 2 марта 2004 №35(1075)

Ведомости

*