Правительство обещает, что к 2010 г. здоровье граждан подешевеет. К этому времени медицина станет полностью страховой, больницы превратятся в автономные учреждения, а пустующие мощности и здания желающие смогут взять в концессию. Эксперты сомневаются, что эти меры дадут эффект.

Вчера правительство одобрило основные направления развития здравоохранения до 2010 г.

Реформа, цель которой — сделать медицину качественной и доступной для населения, началась в 1997 г. С 1999 г. правительство ежегодно делит медицинские услуги на платные и бесплатные при помощи специальных перечней. Например, в этом году средний подушевой норматив лечения составляет 3157 руб., на которые человек может, например, бесплатно вызвать скорую помощь или в плановом порядке лечь в больницу “на период новорожденности” (за все, что не входит в список, приходится платить). Высокотехнологичные виды лечения — например, дорогостоящие операции по пересадке органов — доступны для граждан только по специальным региональным квотам, которые с 2000 г. выделяет Минздравсоцразвития. Но, несмотря на некоторые успехи, реформа здравоохранения далека от завершения — система обязательного медицинского страхования “несовершенна”, госгарантии медпомощи “несбалансированны”, а оборудование устарело, отмечается в докладе к заседанию правительства.

Министр здравоохранения Михаил Зурабов предлагает решить эти проблемы с помощью окончательного перехода на страховую систему. Сейчас больницы получают деньги и от страховых компаний, занимающихся ОМС, и из бюджетов всех уровней. Повысить качество обслуживания поможет экономическая заинтересованность страховщиков, утверждают авторы концепции. Сейчас им не нужно отстаивать интересы клиентов в больницах, потому что количество застрахованных не зависит от качества услуг — страховщиков выбирают либо компании для сотрудников, либо чиновники для неработающих, признает первый замгендиректора “Росно” Владимир Гурдус. Поэтому Михаил Зурабов предлагает разрешить гражданам самостоятельно выбирать компанию для ОМС. А введение стандартов медицинских услуг позволит страховщикам аргументированно спорить с поликлиникой, которая обслужит больного недостаточно качественно, поясняет чиновник правительства.

Большинство больниц, кроме “стратегических” и имеющих значение для безопасности страны, через пять лет превратятся в “автономные учреждения”. Это позволит им и работать по госзаказу, и зарабатывать самостоятельно, оказывая платные услуги, говорится в концепции. А еще Минздравсоцразвития рассчитывает привлечь в медицину частные инвестиции при помощи концессионных соглашений. В ведомстве Михаила Зурабова полагают, что в частные руки можно передать “пустующие мощности лечебно-профилактических учреждений”.

Экспертов смущает тот факт, что изложенные в концепции предложения (за исключением ГЧП) обсуждаются примерно с 1997 г. — причем практически безрезультатно. “Мы просто стоим на месте”, — считает директор Института социальной политики ВШЭ Сергей Смирнов. Например, в свое время группа под руководством помощника президента Игоря Шувалова написала два законопроекта об автономных организациях, но ни один из них до сих пор не принят, а представитель Минздравсоцразвития Елена Волохова утверждает, что концепция содержит “только тезисы”, конкретные механизмы которых “будут прорабатываться”. Впрочем, юрист компании “Добронравов и партнеры” Юрий Добронравов вообще сомневается в необходимости принятия такого закона. Гражданский кодекс и сейчас разрешает учреждениям брать деньги за свои услуги, что больницы активно и делают. “Для этого учредитель, т. е. государство, должен внести изменения в их устав. Но даже если появится новый закон, без таких изменений не обойтись”, — говорит юрист. А руководитель департамента экономики здоровья Vision International People Group Владимир Кашин сомневается, что правительству удастся найти компанию, которую заинтересуют “мощности нынешних больниц”. А вот новые лечебные учреждения государство и бизнес действительно могли бы строить вместе. Но никаких конкретных мер по внедрению ГЧП в этой сфере правительство пока не предпринимает, констатирует эксперт.

Александра Петрачкова

Андрей Панов

Ведомости

18.11.2005, №217 (1498)

Ведомости

*