Из двух заявленных весной проектов по выпуску внедорожников Горьковский автозавод оставил один. Завод отказался разрабатывать собственную модель и хочет собирать индийскую Mahindra Scorpio под маркой Marshal. Участники рынка считают, что у автомобиля есть шансы потеснить на российском рынке дешевые китайские джипы.

Горьковский автозавод (ГАЗ) входит в холдинг “Руспромавто”. В 2004 г. выручка ГАЗа составила 46,655 млрд руб., чистая прибыль – 79,924 млн руб. В 2004 г. предприятие произвело 231 336 автомобилей и машинокомплектов. Индийская компания Mahindra & Mahindra контролирует 46% индийского рынка внедорожников. Годовой оборот – $1,25 млрд. Ежегодно Mahindra & Mahindra производит 160 000 автомобилей, в том числе внедорожников Scorpio – 60 000, из них 10 000 идет на экспорт. По данным ОФГ, в первом полугодии 2005 г. в России было продано 620 000 автомобилей (рост – 106% к первому полугодию 2004 г.), в том числе 78 000 внедорожников (рост 109%). Аналитик ОФГ Елена Сахнова отмечает, что доля внедорожников в общем объеме продаж автомобилей в России к 2014 г. может достигнуть 25%.

О том, что ГАЗ отказывается от идеи самостоятельно разработать и наладить выпуск пятидверных внедорожников ГАЗ-3106, объявил в минувшую пятницу гендиректор Управляющей компании “Руспромавто” Максим Авдеев. А вчера стало известно, что завод начал рассылать своим дилерам письма с просьбой составить предварительные заявки на партию джипов Mahindra Scorpio под маркой Marshal, которые ГАЗ намерен выпускать совместно с индийской Mahindra & Mahindra.

О работе сразу над двумя проектами директор по развитию ГАЗа Виктор Сердюк объявлял в марте этого года. Вчера один из сотрудников ГАЗа, просивший не упоминать его имя, рассказал “Ведомостям”, что менеджмент исходил из “коммерческих интересов” и счел целесообразным выпускать уже готовую модель, а не тратить время на разработку собственной.

На заводе рассказали, что до конца года будут собраны первые 100 машин и направлены на реализацию дилерам Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга и Ростова-на-Дону. На джип будут устанавливать двигатели Steyr и Renault. Стоимость автомобиля в зависимости от комплектации составит от $20 000 до $23 000. По словам заместителя управляющего ТД “Русские машины” Виктора Масленникова, по итогам продаж будет принято решение о создании с индийцами СП по сборочному производству. Представитель Mahindra & Mahindra в России Нарен Аптэ полагает, что такая возможность будет обсуждаться весной 2006 г. По его словам, объем производства Marshal в России может составить 10 000-15 000 автомобилей в год.

Когда ГАЗ только заявил, что намерен работать одновременно над двумя проектами по выпуску внедорожников, аналитики и участники рынка прогнозировали, что в итоге автозавод остановится на одной модели, поэтому сейчас не удивляются такому решению. “Не имея опыта, идти в новый сектор рынка рискованно, и оправданно осваивать рынок через чужую модель”, — считает аналитик “Тройки Диалог” Гайрат Салимов. Аналитик ОФГ Елена Сахнова полагает, что собственная разработка и вывод ее на рынок обошлись бы неоправданно дорого производителю, не имеющему опыта в выпуске внедорожников. Однако она скептически отнеслась к проекту завода с Mahindra & Mahindra. “Северсталь-авто” недаром отказалась от сотрудничества с индийцами — у этого внедорожника невысокое качество и низкий брэнд“, — говорит Сахнова.

Пресс-секретарь ГАЗа Сергей Луговой сообщил, что сертификат на Marshal Госстандарт России выдал 27 июня 2005 г. — этого достаточно для производства и продажи пробной партии. По итогам первых продаж, отметил Луговой, руководство будет решать вопрос о получении сертификата для серийного производства.

Автодилеры сходятся в предположениях, что модель будет востребована на российском рынке. По словам коммерческого директора “Инком-Авто” (московский дилер ГАЗа) Сергея Дудина, первоначально объем продаж в Москве и Московской области может составить 50-100 машин в месяц, а в дальнейшем, после проведения рекламной кампании, продажи могут достигнуть 300-500 машин. В ростовском дилере ГАЗа — салоне “Темп Авто-Дон” — сообщили, что уже получили письмо от ГАЗа с просьбой сформировать заявку. “Джипы в Ростове пользуются популярностью, цена у Marshal нормальная, и при соответствующей рекламе машина найдет своего покупателя”, — отметил менеджер “Темп Авто-Дон”.

Гендиректор “Темп-Авто” (другой московский дилер ГАЗа) Михаил Чернявский считает, что Marshal будет конкурировать по цене в одном классе с китайскими джипами, поскольку у ГАЗа есть налаженная система гарантийного обслуживания, тогда как у китайских джипов этого нет. А Алексей Шальнов, руководитель отдела маркетинга и PR петербургской группы компаний “Лаура” (дилер General Motors, Subaru, домов-автомобилей Hymer и производитель бронеавтомобилей) не исключил, что при хороших потребительских качествах Marshal сможет составить конкуренцию не только китайским бюджетным Great Wall и Xinkai, но и ульяновскому Ssang Yong Rexton. Он считает, что без раскрутки брэнда цена “индийца” может работать ему в минус. “Покупать кота в мешке за $23 000 люди не будут”, — отметил Шальнов.

Екатерина Чичурина

Роман Фильцов

Оксана Лебедева

Ирина Макурова

Нижний Новгород

16.11.2005, №215 (1496)

Ведомости

*