Американская авиастроительная компания Boeing презентовала вчера свой новый конструкторский центр в Москве, специально предназначенный для проектирования пассажирского самолета Boeing-787. Причем это уже вторая подобная площадка Boeing в российской столице — с 1997 года здесь действует конструкторский центр, выполняющий работы в рамках других проектов компании. С годами этот «старый» центр, расположенный в Газетном переулке, вырос до размеров самого крупного проектного учреждения Boeing за пределами США.

В его штате сейчас числится тысяча российских инженеров. Новый центр, находящийся в Романовом переулке и сконцентрированный на проблемах Boeing-787, даст работу тремстам инженеров.

Как рассказал вчера журналистам вице-президент подразделения гражданских самолетов компании Boeing Джим Моррис, в Москве будут разрабатываться критически важные узлы нового самолета: носовая часть фюзеляжа, пилоны, на которых крепятся двигатели, предкрылки. Российские специалисты выполнят примерно треть работ по каждому из этих элементов.

Кроме того, инженеры из нашей страны участвуют в создании модификации Boeing-747 Large Cargo Freighter (LCF). Это специальное воздушное судно повышенной вместимости и грузоподъемности предполагается использовать в технологической цепочке доставки крыльев и других крупных элементов 787-й модели к месту окончательной сборки. Переоборудование нескольких обычных Boeing-747 в LCF будет организовано на Тайване. Но проектную документацию для этого будут готовить в нескольких других странах, в том числе в России. На исполнение этой части проекта отводится небольшой срок. Уже в 2006 году, как ожидается, Boeing-747LCF пройдет сертификацию.

Отвечая на вопрос «Времени новостей», г-н Моррис отверг предположение, что, развивая собственную конструкторскую базу в России, Boeing рассчитывает косвенно способствовать отмене пошлин на ввоз своих готовых самолетов на российский рынок. О возможности такой связи заговорили в начале октября этого года. Тогда Минпромэнерго и входящее в его состав Федеральное агентство по промышленности выдвинули идею разрешить беспошлинный ввоз иностранных самолетов в обмен на то, чтобы их производители предоставили бы отечественному авиапрому современные технологии.

Пошлины на импорт авиатехники в России очень высоки (около 40% таможенной стоимости вместе с НДС). Тем не менее г-н Моррис не высказал интереса к идее чиновников Минпромэнерго. «Мы, разумеется, заинтересованы в отмене или снижении пошлин, — заявил он «Времени новостей». — Но свои проекты в России мы развиваем не ради пошлин, а потому что Россия обладает обширными возможностями и ресурсами для их реализации». Кроме того, г-н Моррис отметил, что сотрудничество Boeing с российскими проектными и научными организациями началось задолго до возникновения вопроса о пошлинах. По данным компании, более чем за 12 лет сотрудничества Boeing с Россией только прямых контрактов с российскими предприятиями было заключено на 3 млрд долларов.

Михаил КУКУШКИН

Время новостей

N°213

16 ноября 2005

Время новостей

***