Ленинградскому метро — полвека. За это время в подземке Северной Пальмиры было построено 59 станций, многие из них — на глубине 70-ти метров. Такого нет нигде в мире. Разработаны и применены десятки уникальных инженерных проектов, и поиск новых решений продолжается.

Оно самое глубокое в мире. Оно не имеет равных по количеству пассажиров в единицу времени. Первые восемь станций Кировско-Выборгской линии построили вопреки убеждению, что здесь проводить метро нельзя — слишком слабый грунт, насыщенный водой. 15 ноября 1955 года поезда соединили железнодорожные вокзалы Ленинграда с югом города. Идея, которая вынашивалась десятилетиями.

Первый проект подземки появился в 1880 году. О том, как мог выглядеть метрополитен, можно судить по акварелям в музее истории Петербурга. До Октябрьской революции было около двух десятков проектов, и все — наземные. В самом смелом предполагалось пустить поезда над реками и каналами города. «Таким образом затемнялись бы первые этажи, то есть посреди каждой улицы оказалась бы железная дорога, — рассказывает Галина Никитенко, ведущий научный сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга. – И наш город мог превратиться в железнодорожный вокзал».

Первые станции строили с пафосом и так, чтобы отличаться от Москвы. Неоклассицизм — петербургско-ленинградская традиция. Ближе к временам Хрущева — архитектурный минимализм. Апогей — станция «Парк Победы». Впервые в мире применена технология «горизонтального лифта»: железные двери скрывают подъезжающий поезд.

Сегодня в питерском метро — 59 станций. Но в центре города — в районе Дворцовой площади и Адмиралтейства — нет ни одной. Коренные жители ропщут, гости удивляются. И все вместе ходят над станцией, которая вроде есть, а вроде нет.

В перспективном плане развития Петербургского метрополитена одному из домов в центре города уготована незавидная судьба. Его, скорее всего, снесут и построят павильон входа в метро. Оттуда по эскалаторам можно будет попасть на станцию «Адмиралтейская» или, как ее еще называют, «станцию-призрак». Здесь, на глубине 70-ти метров, практически все готово. Но на платформу нога пассажира еще не ступала никогда.

Из ближайших открытий — станция «Парнас» на севере Петербурга и грандиозный проект: ветка длиной семь километров и четыре новых станции — Фрунзенский радиус Петербургского метрополитена. В центре города появится новая станция, и далее на юг – «Звенигородская», «Обводной канал» и «Волковская». «Срок сдачи — конец 2008 года. Для того, чтобы отделочникам и монтажникам дать в срок успеть, мы должны горно-проходческие работы закончить к концу 2007 года. И мы к этому стремимся», – говорит начальник участка №1 ЗАО «Управление 10-го Метростроя» Сергей Кравченко.

Круглосуточная работа в три смены. И главное — сейчас хватает денег, чтобы уложиться в срок. За сутки «Метрострой» прокладывает почти метр тоннеля.

Виталий Лукашов

15.11.2005 09:28

Вести.Ru

*