Рынок контрафакта уходит в сеть

Объемы розничных продаж пиратских компьютерных программ в Москве ощутимо сокращаются – к такому выводу пришли эксперты комиссии по безопасности информационного рынка (КБИР) при правительстве Москвы. Если в начале 2005 года ежемесячные продажи пиратских дисков с ПО достигали 130 млн руб., то сейчас сумма снизилась вдвое. Эксперты увязывают спад розничных продаж ворованного софта с развитием домашнего широкополосного интернета и ростом онлайновых сделок с контрафактной продукцией. Та же тенденция в последнее время коснулась пиратской музыки и DVD.

Мониторинг рынка пиратского софта, проведенный КБИР по итогам прошедших месяцев 2005 года, дал неожиданные результаты. Впервые после 1998 года в Москве объемы продаж контрафактного софта не только не выросли, но, наоборот, серьезно уменьшились. За период с начала года розничные продажи пиратского ПО снизились на 50%.

По данным КБИР, в Москве сейчас насчитывается 812 точек, в которых продается нелегальный софт. Ежемесячно в них реализуется более 850 тыс. дисков с ПО. Выручка пиратов от их продаж составляет 68-85 млн руб. в месяц.

Снижение розничных продаж ворованного софта констатируют и в других антипиратских организациях. «То, что продажи нелегальных копий софта в рознице падают, очевидно. Речь идет даже больше чем о спаде в 50%,– отмечает глава антипиратской ассоциации «Русский щит» Юрий Злобин.– Главная причина – развитие широкополосного доступа в интернет и домашних сетей, предоставляющих бесплатный доступ к программам, музыке и видео». По данным компании J`Son & Partners, в сентябре 2005 года к широкополосным каналам связи были подключены 540 тыс. московских домохозяйств. За год количество абонентов широкополосного доступа выросло на 115%.

С оценками экспертов согласились и сами пираты. «В начале года у нас продавалось порядка 70, в отдельные дни до 100 дисков с софтом,– поделился с корреспондентом Ъ владелец палатки, расположенной недалеко от Савеловского радиорынка.– Самую большую прибыль приносят DVD с записью трех, шести, восьми фильмов. Это своеобразная реакция рынка традиционных носителей на подешевевший интернет. Купил диск с четырьмя фильмами сразу – и не надо их часами в сети выкачивать. Качество картинки сопоставимо с компьютерным, а звук лучше».

Специалисты по борьбе с интеллектуальным пиратством подчеркивают, что борьба с онлайновым пиратством – занятие концептуально более сложное, чем борьба с розницей контрафакта. По словам господина Злобина, в интернете доступно порядка 1 тыс. ресурсов, с которых можно скачать бесплатный софт. Их владельцы не берут платы за скачивание ПО: размещая самые свежие программы, они увеличивают число посещений сайта и зарабатывают деньги за счет рекламы. «Бороться с такими ресурсами гораздо сложнее, чем с розничным пиратством,– говорит глава «Русского щита».– Бывает так, что сайт зарегистрирован в Израиле, его провайдер из Австралии, а владелец – китаец. Приходится через российскую милицию обращаться в правоохранительные органы трех стран».

Эксперты отмечают, что по музыкальным пиратам развитие интернет-продаж ударило даже сильнее, чем по софтверным. Ежемесячный объем розничного рынка нелегальных MP3-записей, который в начале года составлял в Москве около 195 млн руб. в месяц, по оценкам КБИР, уменьшился на 60%. Участники рынка звукозаписи с этими оценками согласны. «За последний год в сети появилось огромное количество виртуальных магазинов, торгующих музыкой, причем как официально, так и нелегально,– объяснил Ъ ведущий эксперт информационного агентства Intermedia Александр Тихонов.– В России эта ниша уже используется пиратами, цены на нелегальную музыку в сети минимум в три раза дешевле, чем на легальных сайтах,– $0,03-0,3 на пиратских сайтах против $0,99 на легальных».

«То же самое может в ближайшее время произойти и с DVD,– говорит замгендиректора по маркетингу компании NVision Group Сергей Головин.– Пока что качать фильмы из интернета дорого: трафик может стоить дороже, чем пиратский диск, а качество скачанного оставляет желать лучшего. К тому же компьютерное оборудование, позволяющее с нужным качеством воспроизводить фильмы из интернета, стоит в разы дороже, чем DVD-плеер. Но по мере развития технологий передачи видео и расширения пропускной способности DVD-рынок схлопнется, не выдержав конкуренции».

ВАЛЕРИЙ Ъ-КОДАЧИГОВ, ИВАН Ъ-БУРАНОВ

Коммерсант №214 (3298)

*