Известный производитель бюджетных телевизоров, турецкая компания Vestel Electronics, лишился завода в России. Вчера при пожаре сгорела часть производственного комплекса общей стоимостью около $100 млн в городе Александрове (Владимирская область). Участники рынка прогнозируют повышение цен на недорогие марки кинескопных телевизоров. А представители страховых компаний говорят, что страховые выплаты могут составить не менее $50 млн.

Турецкая частная компания Vestel Electronics – крупный производитель электроники и бытовой техники. Создана в 1984 г., с 1994 г. входит в турецкий холдинг Zorlu Group. Оборот компании, по собственным данным, в 2003 г. составил $1,5 млрд. В России владеет заводом в городе Александров Владимирской области. Производственный комплекс общей площадью 70 000 кв. м состоит из линии по сборке телевизоров стоимостью около $40 млн и мощностью до 2 млн телевизоров в год и линии по сборке холодильников (1 млн шт.) и стиральных машин (1 млн шт.) стоимостью $55 млн.

“Сообщение о возгорании в литейном цехе (по прессовке пластмассовых телевизионных корпусов) поступило в 13.14”, — рассказал “Ведомостям” Борис Колосов, руководитель пресс-службы УМЧС по Владимирской области. В 22.30 цех еще горел. По предварительным данным, пожар возник из-за выброса горящей пластмассы из аппарата для изготовления пресс-форм для упаковочных материалов, сообщает ИТАР-ТАСС.

Строить телевизионный завод в России Vestel начала в 2002 г., а уже в конце августа 2003 г. на нем наладили выпуск телевизионной продукции. “Общая площадь завода — 380 000 кв. м, из которых 70 000 кв. м — крытые цеха. Телевизионное производство занимало примерно 25 000 кв. м. Оно выгорело полностью”, — сетует Зия Озтюрк, заместитель генерального директора по маркетингу и продажам Vestel. По его словам, на заводе собиралось ежегодно от 1,5 млн до 2 млн единиц телевизоров под маркой Vestel, а также выполнялись заказы для японских JVC и Sanyo. Известие о пожаре не опечалило эти компании. “Для нас это не проблема. Не только у Vestel есть завод в России”, — заявили в московском представительстве Sanyo. В JVC от комментариев воздержались.

В Александрове собрана также линия по производству белой техники. Ее пуск был запланирован на начало 2006 г. По словам Озтюрка, “огонь пока не затронул это производство”. Помимо производства техники под брэндом Vestel новая линия должна была собирать технику и для других компаний. Первым заказчиком Vestel должна была стать американская Whirlpool. “Это настоящая катастрофа, цеха по сборке телевизоров и стиральных машин находятся под одной крышей”, — опасается Наталья Березовская, глава московского представительства Whirlpool Europe srl.

Оценить ущерб, нанесенный пожаром, и назвать страховую компанию, которая покроет ущерб, представитель Vestel вчера не смог. Гендиректор страховой компании “Стандарт-Резерв” Виктор Юн предполагает, что здание завода, оборудование и продукция могли быть застрахованы на сотни миллионов долларов. Ущерб, который может быть выставлен страховщику, Юн оценивает примерно в $50 млн. С коллегой согласен еще один участник рынка. “После процедур урегулирования эта сумма может снизиться”, — отмечает он.

По прогнозу участников рынка, в 2005 г. общая емкость российского рынка телевизоров составит 7 млн шт. ($2,3 млрд), из них 2,6 млн ($900 000) займет сегмент недорогих телевизоров. По экспертным данным, среди производителей бюджетных телевизоров в 2004 г. лидировал Rolsen — 16%, Rubin — 15% (с отрицательной динамикой), Vestel — 13% (с положительной динамикой), Polar — 12%, “Сокол” — 11%.

Участники рынка говорят, что ситуация с Vestel может вызвать на рынке дефицит бюджетных кинескопных телевизоров. “Введенные в октябре таможенные ужесточения привели к нехватке импортной техники на рынке, дефицит можно было покрыть продукцией Vestel, «Сокол», Rolsen и других марок, которые производятся в России и не зависят от таможенных проблем”, — говорит Дмитрий Тиманов, генеральный директор ТПК “Бытовая электроника “Сокол”. По его словам, пожар на Vestel приведет к еще большему дефициту и повышению цены на бюджетную телетехнику не менее чем на 5% . С ним согласна и Елизавета Тотунова, директор по связям с общественностью торговой сети “Мир”: “Производители не упустят шанса поднять цену”. По ее словам, наиболее популярный у покупателей кинескопный телевизор диагональю 54 см пока можно приобрести за $100-200. Представитель корейской Rolsen говорит, что Vestel “скорее всего не уйдет с рынка”. “Пока не будет восстановлено производство, компания скорее всего наладит сборку своих телевизоров в Китае”, — говорит он.

Татьяна Романова

Алексей Никольский

Алексей Рожков

Ведомости

15.11.2005, №214 (1495)

Ведомости

*