Намереваясь вызвать такую же реакцию, к какой десять лет назад привела его записка о волне увлечения интернетом, председатель правления Microsoft изложил проблемы, с которыми сталкивается компания из-за давления со стороны онлайновых конкурентов.

«Надвигающаяся „волна услуг” будет чрезвычайно разрушительной, — пишет Билл Гейтс в обращении к ведущим сотрудникам Microsoft, датированном 30 октября. — Наши конкуренты уже осваивают эти подходы и бросают нам вызов».

В своем письме Гейтс цитирует письмо Рея Оззи, в котором тот говорит о важности освоения онлайновой рекламы и услуг в качестве новых источников доходов. «Ясно, что если мы этого не сделаем, наш бизнес, каким мы его знаем, подвергнется риску, — пишет Оззи. — Надо отвечать быстро и решительно». В письме Оззи приведен длинный перечень упущенных возможностей на рынке ПО и перечислены угрозы со стороны таких конкурентов, как Google, Skype, Research In Motion и Adobe.

В сентябре Microsoft объявила о реорганизации с делением на три группы, и Оззи возглавил направление сервисов. На прошлой неделе Microsoft анонсировала первые плоды этих усилий — продукты под названием Windows Live и Office Live. Windows Live объединит многие существующие службы MSN в поддерживаемый рекламой потребительский продукт, а Office Live — это набор служб, как бесплатных, так и платных, предназначенных для малых предприятий.

Хотя Microsoft уже объявила об этих шагах, два письма проливают свет на степень безотлагательности и важности реализации этих планов для компании. Оззи отмечает области, где Microsoft могла бы лидировать, такие как веб-приложения, но там уже прочно обосновались другие. «Мы со всеми нашими веб-проектами должны были быть лидерами в освоении потенциала Ajax, опираясь на нашу пионерную работу в области OWA (Outlook Web Access), — пишет Оззи. — Мы знали о важности поиска, но на нем сфокусировалась Google и заняла чрезвычайно прочные позиции».

Google Оззи считает наиболее сильным из новых конкурентов Microsoft, но упоминает также Yahoo и Apple Computer. «Очевидно, что Google здесь самый заметный [конкурент], хотя, учитывая уровень рекламного давления, трудно сказать, какие из мириад их инициатив служат просто дополнением для наращивания рекламного бизнеса, а какие могут в конечном счете составить реальную угрозу нашим предложениям, — пишет Оззи. — У Yahoo хотя и есть значительные активы в сфере коммуникаций, сочетающие ПО и услуги, это в большей степени медиакомпания, и они, похоже, используют возможности своей платформы в основном в качестве внутреннего ресурса — правда, заметное исключение составляет их рекламная платформа.

«То же относится и к Apple, которая добилась завидных успехов в области интеграции аппаратуры, программного обеспечения и услуг, обеспечив беспрепятственную совместную работу dotMac, iPod и iTunes, но она, похоже, меньше сосредоточена на предоставлении разработчикам возможностей по созданию значимых продуктов и бизнесов», — пишет Оззи, который пришел в Microsoft в качестве главного технолога в начале этого года, когда софтверный гигант купил его компанию Groove Networks.

Оззи упоминает и более мелкие молодые компании, которые разрабатывают ПО и сервисы, использующие в качестве своей базовой платформы интернет, а не Windows. «Разработчикам нужны инструменты и библиотеки, чтобы им оставалось только поискать в интернете, загрузить, разработать и интегрировать, а затем распространять и обновлять, — пишет Оззи. — Во главе всего стоят скорость, простота и свобода выбора».

В то же время Оззи видит для Microsoft возможность создать платформу разработки на базе Web. «Этим новым компаниям можно предложить „сервисную платформу”. По иронии судьбы, некоторые вещи, которые служат катализатором прогресса, в то же время могут встать на пути их успеха». Microsoft говорила о платформе разработки в связи с Windows Live, но сообщила мало деталей о том, каким образом этой платформой смогут пользоваться независимые разработчики.

Он обратил внимание также на то, что несмотря на повсеместное распространенине Microsoft Office, главным средством обмена форматированными документами через Web становятся файлы Adobe PDF. В Windows Vista Microsoft предложит конкурирующий формат Metro, но в следующей версии Office будет поддерживать и PDF.

Гейтс убежден, что несмотря на угрозы, «у нас есть все возможности, чтобы оставаться лидерами». «У нас больше, чем у любой другой компании, идей, ресурсов, опыта и желания предлагать средства и решения во всем спектре сценариев цифрового стиля работы и цифрового стиля жизни — и делать это масштабно, охватывая пользователей, разработчиков и предприятия на всех рынках», — пишет Гейтс.

Айна Фрид (Ina Fried), CNET News.com

13 ноября, 2005, 11:01

"ZDNET Россия"

***