"Годы и люди". «Смейся, паяц!..» 12 ноября 1903 года Энрико Карузо положил настоящее начало эре звукозаписи.
12 ноября 1903 года Энрико Карузо записал пластинку, которая разошлась тиражом в миллион экземпляров и стала, в сущности, первым в мире хитом, положив настоящее начало эре звукозаписи. >>>
Карузо был, разумеется, великолепным вокалистом: его тенор, редкого баритонального тембра, отличался не только необыкновенной силой, но и удивительной зара-зительностью и очарованием, певец был сверх меры одарен артистизмом, а исполнение было на диво эмоциональным. Но его талант так и остался бы лишь в устных легендах, которые, как правило, не переживают одно-два поколения, если бы не записи, в реставрированном виде дошедшие до наших дней и уверенно подтверждающие мощь таланта Карузо.
Его недлинная жизнь – он прожил всего сорок восемь лет и умер от заболевания легких – была поистине блестящей и представляла собой прямое восхождение к Олимпу успеха. Петь Карузо начал в детстве, в церковном хоре, и сразу же привлек внимание знатоков. Поэтому, несмотря на неблагоприятные стартовые условия – отпрыск ничем не примечательной семьи из предместья Неаполя, – уже в двадцать пять лет он обретает европейскую славу, покорив не только Италию, но и другие страны, а начиная с 1903 года – дебют в нью-йоркской «Метрополитен», – всемирно знаменит и завоевывает звание тенора номер один. Репертуар Карузо был огромен, что говорит не только о его таланте (скорее гениальности), но и о потрясающей работоспособности: более восьмидесяти опер, бесчисленное количество произведений церковной музыки, романсов, неаполитанских песен – ну, это уж сам Бог велел! – песен итальянских и американских современных ему композиторов.
Видимо, певец был, кроме того, необыкновенно обаятелен и обладал немалой харизмой, потому что число его поклонников и, разумеется, поклонниц, исчислялось астрономическими цифрами – он был, в сущности, первым настоящим музыкальным идолом, предтечей всех, кого позже восторженная публика носила на руках и чьи одежды разрывались в экстазе на сувениры. В те, более чинные времена, до такого апогея публика не доходила, но сведения об атмосфере, в которой проходили концерты и спектакли Карузо, дают представление не просто об успехе, а о триумфе, которого удостаивался певец. Карузо давно нет, но пятьсот пластинок, записанных им при жизни, надежно обеспечили его бессмертие на века.
Ведущая рубрики «Годы и люди»
Влада ЛЯЛИНСКАЯ
N- 45/2005 14.11 — 20.11
***