Нынешней осенью в Поволжье с увяданием зелени стал преобладать правозащитный цвет. Нечто подобное наблюдалось и в Забайкалье. Четыре правозащитные организации — Казани, Самары, Чебоксар и Читы — по предварительному сговору провели масштабную межрегиональную акцию под названием «Прими, не теряй, проверь!». Итоги ее столь убедительны, что хоть на радостях прими (но не теряй при этом облика и проверь, закрыта ли дверь офиса).

Суть акции в том, что наши правоохранительные органы нередко не принимают у граждан заявления. А если принимают, то теряют. А если не теряют, то не проверяют изложенные в них факты. Свыше 700 человек обратились к правозащитникам в ходе этой акции. И те вникали в суть жалоб, помогали составлять новые заявления, связывались с милицией и прокуратурой, пытались довести дело до конца.

Наибольшая нагрузка выпала на Правозащитный центр Казани. Люди сюда шли и шли. Особенно те, кому ехать и ехать было уже не на чем. Так, пешком пришел сюда Николай Кабанов, у которого еще в июле угнали машину. Он, как водится, написал заявление в Авиастроительное РУВД Казани и вскоре понял: бесполезно спрашивать, что стало с машиной, когда не поймешь, что стало с заявлением. Вообще-то милиционеры не дремали на солнышке, а что-то делали. В оперативных целях они даже забрали у Кабанова ключи от угнанной машины. В итоге у него теперь нет не только машины, но и ключей. Хоть бы брелок вернули, что ли!

У пенсионера Рифхата Низаева ущерб поменьше, но огорчения столько же: у него украли гусей. Что стало с его заявлением в ОМ «Дербышки» Советского РУВД, Низаев не знает. Возможно, на нем наложили резолюцию: «Гуси улетели на юг. Подождем до весны».

В Чебоксарах в правозащитную организацию «Щит и меч» тоже пришло немало потерпевших. Один из них, Станислав Иванов, лишился автомобиля не вследствие угона: грузовичок присвоил сосед. Забрать машину у соседа уже нельзя — тот успел обменять ее на трактор «Беларусь». Следователи Ядринского РОВД при оценке данной ситуации испытали такую умственную перегрузку, что ждать от них каких-либо действий было уже бессмысленно. Решение об отказе в возбуждении уголовного дела они вынесли с облегчением и в дальнейшем (после отмены их решения) сделали это еще несколько раз.

Кстати, о многократном вынесении одних и тех же решений. На днях такая практика впервые в России была официально признана неправомочной.

— Я запретил начальникам всех отделов отменять по два-три раза решения об отказе в возбуждении уголовного дела, — заявил прокурор Татарстана Кафиль Амиров. — Должен быть авторитет отмены. Есть основания для отказа в возбуждении уголовного дела — отказывайте. Нет — немедленно возбуждайте. И мы избавимся от практики, когда дело тянется годами, обрастая десятками отказов.

— Кафиль Амиров подтвердил известный в правозащитных кругах имидж прогрессивного прокурора, — отметила председатель Правозащитного центра Казани Наталья Каблова. — Возможность неограниченное число раз отказывать в возбуждении уголовного дела, в частности, блокирует заявления о пытках.

Да и в других случаях в пытку превращаются многолетние хождения граждан с одним и тем же заявлением.

Борис БРОНШТЕЙН, наш соб. корр., Казань

10.11.2005

№ 84

"Новая газета"

*