Горьковский автозавод в середине ноября приступает к сборке и продажам внедорожника Marshal, разработанного индийской компанией Mahindra&Mahindra. ГАЗ одним из последних среди российских автопроизводителей пошел на сотрудничество с иностранцами. На предприятии признают, что в немалой степени реализации проекта сборки индийских внедорожников в Нижнем Новгороде способствовали правила игры, установленные российским правительством в отношении ввоза в страну импортных автокомпонентов.

О том, что ГАЗ намерен налаживать сотрудничество с индийской компанией Mahindra&Mahindra, стало известно в октябре 2004 года. И вот спустя год после начала переговоров ГАЗ заявил о начале сборки индийских внедорожников. Сейчас Горьковский автозавод уже закупил в Индии первые 100 машинокомплектов джипа Mahindra-Scorpio, получил лицензию на сборку и зарегистрировал российское название внедорожника — Marshal. Первые «Маршалы» должны поступить в продажу в конце ноября — начале декабря текущего года в Нижнем Новгороде, Москве, Санкт-Петербурге и Ростове.

«Сейчас мы начали первый этап этого проекта — рыночный тест, — говорит заместитель управляющего директора Торгового дома «Русские машины» Виктор Масленников. — Мы хотим понять, насколько успешно «Маршал» будет воспринят потребителем, по какой цене и в каких объемах готовы его покупать и получится ли у нас из этого бизнес». После этого будет принято решение о дальнейшей судьбе проекта — объемах сборки и перспективах локализации производства. Ведь возить кузова — фактически воздух — из Индии довольно накладно.

Предварительные прогнозы в отношении рыночной судьбы «Маршала» положительны, а дилеры автозавода констатируют появление интереса к внедорожнику. «Первоначально можно будет продавать около 100 внедорожников в месяц, а в последующем выйти на 500-600 автомобилей ежемесячно», — говорит коммерческий директор компании «Инком-Авто» Сергей Дудин. Индийская сторона в лице замгендиректора компании Mahindra&Mahindra Динеша Чудхари оценивает объем российского рынка для внедорожников «Маршал» в 10 тыс. машин к 2009 году. А на ГАЗе уверены, что при успешном развитии проекта можно будет продавать и до 15 тыс. автомобилей в год. И дилеры, и представители сбытовой компании ГАЗа признают, что судьба «Маршала» во многом будет зависеть от правильно выбранной цены, которая пока еще окончательно не определена. Сейчас в сбытовой компании автозавода называют цену в $20-23 тыс. и поясняют: «Мы решили начать с максимума, чтобы посмотреть, в какую цену потом можно будет «утоптаться».

Фактически начало производства индийских внедорожников на Горьковском автозаводе — первый признак капитуляции отечественного автопрома перед иностранными автопроизводителями. Противостоять в одиночку экспансии иностранцев на российский авторынок сегодня уже невозможно. Альтернатива — в постепенной интеграции отечественного автопрома в мировую автомобильную индустрию. До недавнего времени ГАЗ был единственным из российских автозаводов, по тем или иным причинам не наладившим сотрудничество с иностранцами. Организовать совместный проект по сборке «Маршалов» помогло фактическое обнуление пошлин на импортные комплектующие для сборочных производств. «Первоначально мы критиковали нововведения правительства в отношении импортных пошлин на автокомпоненты, однако в итоге они способствуют развитию нашего сотрудничества с Mahindra&Mahindra», — признают на ГАЗе.

09.11.2005 09:30

• Полина КИСЕЛЕВА, Нижний Новгород, Михаил ХМЕЛЕВ

"Финансовые Известия"

***