В Государственной Думе вчера в очередной раз слушали правительственный отчет о ходе реализации памятного 122-го закона. Министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов и глава Минфина Алексей Кудрин сообщили народным избранникам, что в деле монетизации льгот исполнительная власть добилась «безусловных успехов», хотя и остаются «небольшие недоработки». Думское большинство с этим согласилось, отметив ряд недостатков в работе правительства, но решительно отвергнув все обвинения оппозиции в адрес кабинета министров.

Михаил Зурабов, как обычно, рассказал очень подробно о том, сколько денег было выделено на социальную поддержку бывших льготников, сколько рецептов на бесплатные лекарства выписано, сколько из них получено пациентами и так далее, и тому подобное. В общем и целом социальный министр сделал вывод, что население предпочло деньги, а следовательно, одобряет и поддерживает монетизацию своих льгот. Одним из аргументов стало, например, то обстоятельство, что только 15 процентов из всех имеющих право на получение льготного проездного билета этим правом воспользовались.

Алексей Кудрин, в свою очередь, напомнил депутатам, что 122-й закон касается не только льгот, но и распределения властных полномочий и финансирования между Федерацией, регионами и местными властями. Теперь власть «имеет право принимать только те решения, за которые она будет платить в полном объеме», – считает министр финансов. «В российскую жизнь окончательно введен принцип, запрещающий принимать на федеральном уровне законы, предусматривающие выделение денег из бюджетов других уровней власти без соответствующих ассигнований», – подчеркнул Кудрин.

По его мнению, реформа системы льгот и выбор населения в пользу денежных компенсаций «позволили фактически прекратить разрушения муниципальных хозяйств». А потом засыпал парламентариев цифрами, доказывающими, что доходы региональных бюджетов в последнее время неуклонно растут, многие из них стали профицитными, а дефицитных осталось только 20, хотя в прошлом году таких было 27.

Однако депутаты интересовались: в полной ли мере федеральный бюджет заплатил регионам за монетизацию? Один за другим думцы задавали Кудрину и Зурабову конкретные вопросы на разные темы. Ответы были двух видов. Или «проблема профинансирована, недовольства среди регионов нет, а ваш вопрос связан с тем, что вы недостаточно в этом компетентны». Или второй вариант: «правительство знает об этой проблеме, соответствующие предложения подготовлены и сейчас они проходят стадию окончательной доводки».

Времени на то, чтобы задавать вопросы, выделили немного, так что из 70 желающих такую возможность получили менее половины. Любопытно, что Кудрин отказался прокомментировать сообщения о том, что после покупки «Газпромом» компании «Сибнефть» ее регистрацию планируется перевести из Омской области в Санкт-Петербург, из-за чего сибирский регион потеряет около 14 миллиардов рублей налоговых доходов. Депутат из КПРФ Олег Смолин, задавший этот вопрос, сообщил министру, что федеральные чиновники в качестве компенсации предлагают меньше миллиарда. Кудрин уверенно парировал: «Нас никто не информировал о возможности и необходимости перевода крупных налоговых источников из Омской области».

После выступлений эмиссаров исполнительной власти слово получили законодатели. Тут все было, как обычно. Посланцы оппозиционных фракций назвали монетизацию льгот «ограблением народа». Представители партии власти даже не спорили. Глава думского комитета по социальной политике Андрей Исаев пояснил, что парламентское большинство, конечно, укажет правительству на недоработки, но считает, что решать их надо в рабочем порядке. Только попросил правительство в будущем более оперативно готовить необходимые законопроекты.

Иван Родин

# 243 (3640) 10 ноября 2005 г.

Независимая Газета

*