Говорит и показывает Зурабов. Депутаты узнали, как хороша оказалась на самом деле монетизация льгот
В среду министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов и министр финансов Алексей Кудрин рапортовали депутатам об успехах, достигнутых в реализации 122-го закона.
Россиянам, следящим за законодательной деятельностью своих избранников не по регистрационным номерам документов, а по тому, какие перемены несут они в жизнь, известно, что именно этот закон коренным образом изменил в стране систему социальной поддержки. Бывшие льготы были пересчитаны на деньги, и людям предложен выбор — взять социальный пакет, который сохранял льготы, или полностью отказаться от них, получив взамен деньги. И вот Алексей Кудрин подводит итог десяти месяцев 2005 года — «по всем основным регионам большая часть населения выбрала деньги». Люди не стали даже покупать единые социальные проездные, которые сами же требовали и вокруг которых на первых порах было столько шума. «Деньги остались на руках». «Таким образом, — считает Кудрин, — граждане высказались за монетизацию, за то, чтобы у них оставался бы этот выбор».
Как сообщил Михаил Зурабов, на 1 октября численность граждан, имеющих право на меры социальной поддержки за счет средств федерального бюджета, включенных в федеральный реестр льготных категорий граждан, составляет 16 миллионов 92 тысячи человек.
Восемь процентов из этого числа ветераны боевых действий, 34 процента — инвалиды, 58 процентов — остальные категории льготников.
На основе этих данных и определяются средства, необходимые на ежемесячные денежные выплаты, на обеспечение граждан лекарствами, санаторно-курортным лечением, на финансирование проезда в пригородном железнодорожном транспорте. Общий объем средств, которые в этом году направляются на эти расходы, по словам Зурабова, «превысил в целом по Российской Федерации затраты бюджетов всех уровней в 2004 году в 2,8 раза». Из федерального бюджета денег на эти цели уйдет в 4,6 раза больше. Если в прошлом году эта сумма составляла 45,4 миллиарда рублей, то в нынешнем году, как сообщил депутатам министр, общие расходы на меры социальной поддержки граждан льготных категорий составят 208 миллиардов рублей. Существенно повысились расходы на социальную поддержку и в регионах — теперь более 92 миллиардов рублей вместо прошлогодних 69 миллиардов рублей.
Михаил Зурабов признал, что проблем в реализации закона в начале года действительно было много. Но «забота о людях, которые нуждаются в поддержке государства, стала более адресной и эффективной». Из 108 миллионов выписанных к сегодняшнему дню льготных рецептов на лекарства без задержки отоварено 105 миллионов. В 2005 году старшему поколению будет оказана дополнительная материальная помощь более чем на 1,1 млрд. рублей.
Министры благополучно отчитались перед депутатами и за выполнение большинства замечаний, которые народные избранники сделали правительству в самом начале монетизации льгот.
Однако глава минфина Алексей Кудрин напомнил народным избранникам, что не это главное. Главным, по его мнению, в законе «все-таки является разграничение ответственности органов власти за те гарантии, социальную поддержку, которая должна осуществляться на федеральном уровне, на уровне субъектов Федерации, на муниципальном уровне». «122-й закон определил очень строго, что власть имеет право принимать только те решения, за которые она будет платить в полном объеме».
И в реализации этой части закона тоже есть достижения. Доходы регионов за девять месяцев года выросли на 24 процента. «Мы прекратили разрушение муниципального хозяйства». Число субъектов Федерации с дефицитными бюджетами сократилось с 27 до 20.
Однако депутаты не спешили поздравлять министров. Весьма критично отнеслись к их отчету на «правительственном часе» коммунисты, которые считают, что проблем в реализации 122-го закона остается очень много. «Обещанной социальной справедливости как не было, так и нет». А аргументы правительства в пользу монетизации льгот — о том, что «кто-то ни разу прежде не отдыхал в санаториях, а теперь отдыхает, кто-то никогда никуда не ездил, а теперь вместо льготного проезда получает деньги», — член фракции КПРФ Любовь Швец назвала циничными. Левые убеждены, что если бы задуманный ими референдум состоялся, то на вопрос об отмене 122-го закона получилось бы стопроцентное «да».
Резко возразил коммунистам вице-спикер нижней палаты Владимир Жириновский, который заявил, что нельзя в законотворчестве слушать голоса улиц и ссылаться на мнение народа, высказанное на референдумах. Хотя и на взгляд лидера ЛДПР, при реализации 122-го закона допущено много ошибок и не все еще исправлены. Он посоветовал министрам сделать медицину бесплатной, убрать из нее посредников в виде Фонда обязательного медицинского образования, напрямую дать деньги в больницы на лечение людей и зарплату медикам.
Об ошибках говорили и «единороссы». Но председатель думского Комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев вслед за правительством признал, что замена льгот денежными выплатами — это правильный путь. Это доказывает тот факт, что лишь не более 15 процентов граждан льготных категорий взяли проездные льготные билеты, остальные — деньги. Большинство селян социальному пакету также предпочли деньги. Исаев предложил правительству двигаться по этому пути дальше и решить спорные вопросы, связанные с социальной поддержкой тружеников тыла и жертв политических репрессий, лечением тех, у кого будущая всеобщая диспансеризация обнаружит болезни, проездом на лечение пенсионеров и детей, которые живут на Севере, и другие.
Тамара Шкель
Дата публикации 10 ноября 2005 г.
*