Общественная палата будет следить за тем, как газеты, журналы и телевидение соблюдают свободу слова. Такое право дали ей 338 депутатов Госдумы, проголосовавших в первом чтении за принятие президентских поправок в базовый закон «Об Общественной палате РФ». Члены палаты намерены также привлечь к контролю за СМИ рядовых граждан России, у которых накопились претензии к тому, что пишут в печатных изданиях и показывают по ТВ.

Общественная палата будет следить за тем, как газеты, журналы, телевидение соблюдают свободу слова. Такое право дали ей 338 депутатов Госдумы, проголосовавших вчера в первом чтении за принятие президентских поправок в базовый Закон «Об Общественной палате РФ».

Способы, какими будет вестись этот контроль, разные. Члены Общественной палаты газеты читают, телевизор смотрят. И способны заметить нарушения свободы слова. К тому же они могут воспользоваться помощью граждан — читателей, телезрителей, самих журналистов и руководителей СМИ — и привлечь их «к обсуждению вопросов, касающихся соблюдения свободы слова в средствах массовой информации». Сегодня гражданам, «у которых накопилось недовольство на СМИ, даже пожаловаться некуда». По мнению полномочного представителя президента в Госдуме Александра Косопкина, «это важно, поскольку в данном случае будут затронуты и проблемы реализации права граждан на распространение информации законным способом». Тем более, что только обсуждением дело не ограничится. Общественная палата, установив факт нарушения свободы слова, получает право готовить свои рекомендации и заключения и направлять документы в соответствующие ведомства, правоохранительные органы, а также самим нарушителям — для принятия мер.

Председатель думского комитета по делам общественных объединений Сергей Попов увидел в расширении полномочий Общественной палаты «реальную возможность опираться на общественное мнение». «Единоросс» Павел Пожигайло отметив, что «свобода слова — это, конечно важно», предложил коллегам ко второму чтению разработать поправки, которые бы позволили Общественной палате принимать меры по «недопущению трансляции сцен насилия и жестокости на телевидении». А первый вице-спикер нижней палаты Любовь Слиска высказала пожелание, чтобы Общественная палата могла бы влиять и на формирование телепрограмм. В ответ Александр Косопкин напомнил депутатам, что они субъекты законодательной инициативы и могут готовить такие законопроекты, какие хотят. А президент вносит в базовый закон такие поправки, которые считает нужными.

Виктор Тюлькин из фракции КПРФ выразил большие сомнения, что контроль Общественной палаты за соблюдением свободы слова в СМИ принесет политическим партиям равноправие в информационном пространстве. «Это, — считает Тюлькин, — приведет к усилению диктата исполнительной власти и партии, которая при этой власти находится».

Независимый депутат Сергей Попов заметил, что законопроект «расширяет не полномочия Общественной палаты — они и без того у нее есть, а текст закона». И выразил сомнения относительно эффективности подобного контроля: «Заключение-то напишут, отправят в прокуратуру, а дальше что?»

Александр Косопкин терпеливо выслушал критику президентских предложений. И возразил: «Законопроект не вензеля к базовому закону. Это конкретизация некоторых функций Общественной палаты, которая упростит ее работу со СМИ». Представитель президента призвал депутатов не спешить с оценками — Общественная палата пока еще только формируется.

Тема свободы слова обсуждалась вчера в Госдуме и более узким кругом. На комиссию по этике был вызван лидер российских республиканцев депутат Владимир Рыжков, выступление которого в одной из столичных газет сильно обидело народных избранников.

Но Рыжков заявил, что к парламенту он всегда относился с глубоким уважением, прежде всего в историческом плане. Этических норм не нарушал, не дрался, нецензурными словами никого не крыл. А если назвал Думу холуйской, то это тоже в исторической ретроспективе — так, по словам историка Рыжкова, в начале прошлого века народ называл четвертую — царскую — Думу. И нынешняя, считает депутат, повторяет ее судьбу и траекторию движения — от оппозиции к лояльности. А если обиженные коллеги накажут Рыжкова за выраженное им особое мнение, это будет нарушением свободы слова. Члены комиссии по этике не стали «шить дело» Владимиру Рыжкову. Но попросили выражать свое мнение аккуратнее, следить за словами.

Тамара Шкель

Дата публикации 10 ноября 2005 г.

«Российская газета»

*