Слезы ангела. В городском парке Центрального района Тольятти открылся памятник жертвам политических репрессий
В минувшие выходные горожане смогли, наконец, узнать, что скрывалось за дощатым забором, который несколько лет изрядно портил внешний вид Аллеи ветеранов парка в Центральном районе («СИ» обращались к этой теме). Дело в том, что именно здесь довольно долго велись работы по установке памятника жертвам политических репрессий, о котором не раз говорилось на страницах Тольяттинской городской газеты «Площадь Свободы». К счастью, семь лет ожидания не прошли для тольяттинских репрессированных даром. Скорбящего ангела с книгой в руках, появившегося в парке, можно назвать, пожалуй, одним из интереснейших памятников Тольятти. Скульптура, окруженная табличками с именами жертв политических репрессий, выглядит очень внушительно.
— Мы ждали этого события так долго, что уже перестали надеяться, что памятник репрессированным откроется, — рассказал руководитель Тольятти некого общества жертв политических репрессий Нияз Ялымов. — Но могу сказать, что ожидания наши оправдались. Никто из горожан, наверное, не ожидал, что памятник будет таким необыкновенным.
Городские власти уверены, что Скорбящий ангел вполне может стать одной из достопримечательностей Тольятти. Уже сейчас на скамейках вокруг скульптуры собираются мамы с детишками, школьники, студенты и пенсионеры. Правда, через несколько месяцев ангела, который находится в парке сейчас, заменят.
Дело в том, что мастера не успели отлить скульптуру из бронзы, а потому пока выставили на всеобщее обозрение временный вариант монумента из менее прочного материала. Завершить работы по установке оригинала специалисты планируют уже к весне.
Самара, в свою очередь, не может пока говорить о наличии монумента, воздвигнутого в память земляков, безвинно погибших в годы сталинских репрессий. Временный камень, установленный в парке имени Гагарина, действительно есть. Есть место, у которого в скорбные дни собираются самарцы, носившие в тяжелые времена «позорное» клеймо — ЧСВН — «член семьи врага народа». Есть несколько томов «Белой книги Памяти». Есть пронзительные стихи Валентина Мясникова (самарского поэта и писателя, публициста), есть титанический труд сотрудников регионального УФСБ, открывшего архивы 30-50 годов прошлого века.
И есть домики для лебедей, оборудованные в том же парке, в нескольких сотнях метров от временного камня. Лебедям и корма, и тепла хватает. Чего-то очень важного не хватает жителям столицы губернии, потерявших самых родных, самых близких, по решению страшной судебной «тройки».
Годы идут, люди уходят, а долг памяти еще не отдан…
*