Ноябрь 1941 года был месяцем, когда решалась судьба страны. Над Москвой нависла опасность захвата ее немецкими войсками. В эти тревожные дни в тыловом городе Куйбышеве началась подготовка к отражению воздушных атак врага. 2 ноября авиационные, зенитные и прожекторные полки, оборонявшие город, были сведены в 5-ю дивизию ПВО под командованием полковника Н.Курьянова. 4 ноября было создано 6 районов местной противовоздушной обороны. 10 ноября началась тщательная светомаскировка областного центра.

Как известно, в годы Великой Отечественной войны городу Куйбышеву посчастливилось избежать вражеских бомбежек. Лишь дважды здесь объявлялась воздушная тревога. Первый раз — в ночь с 8 на 9 июля 1942 года, когда над территорией области была отмечена активизация действий немецкой авиации. Второй раз ночью 28 июня 1943 года, когда фашистские самолеты явно пытались нанести бомбовый удар по городу. Однако силы ПВО открыли настолько плотный заградительный огонь, что бомбардировщики не смогли сбросить свой смертоносный груз и повернули вспять. Отбой воздушной тревоги дали через полтора часа, но в ту ночь город не спал, опасаясь повторного налета.

Вражеские самолеты редко появлялись близ Куйбышева из-за значительной удаленности немецких аэродромов. В самом тревожном 1942 году, когда бои шли в районе Сталинграда, силы ПВО зафиксировали 54 случая пролета немецких самолетов над территорией области. Дважды немцы пытались бомбить город Сызрань.

В первый раз бомбардировщик Ю-88 намеревался прорваться к железнодорожному мосту через Волгу 4 октября 1942 года. На подступах к городу его атаковали летчики   141-й истребительной дивизии ПВО и уничтожили его тараном. При этом погиб наш пилот, выпускник Куйбышевского аэроклуба Николай Шутов. Однако 17 июня 1943 года немецкий бомбардировщик все же прорвался к Сызрани и сбросил на город 10 фугасных бомб и одну зажигательную. Стратегически важный мост через Волгу не пострадал и на этот раз. Сказались умелые действия местной противовоздушной обороны.

Областной штаб МПВО был создан в самом начале войны, 30 июня 1941 года. Уже на первом его заседании местные руководители получили задания осуществить ряд важных мероприятий. Обеспечить светомаскировку жилых домов, учреждений и организаций, наземного и водного транспорта. Установить дежурства у всех выключателей электроэнергии. Освободить подвальные помещения домов и оборудовать их под бомбоубежища. Ознакомить население с сигналами МПВО «Воздушная тревога», «Химическая тревога», «Пожарная тревога» и «Отбой воздушной тревоги».

Председателям исполкомов и горрайсоветов вменялось в обязанность сформировать команды МПВО и организовать с ними практические занятия не менее 6 часов в неделю без отрыва от производства. Работники исполкомов были обязаны обучить население правилам поведения во время воздушной тревоги. Предписывалось также взять на учет все старые противогазы и привести их в боеготовность.

В преддверии праздника 7 ноября 1941 года и предстоящего в Куйбышеве военного парада местные силы ПВО в дополнение к ранее принятым мерам установили ночные дежурства на предприятиях и в жилых домах. С 18 часов вечера и до 6 утра дежурные следили за соблюдением режима светомаскировки и пожарной безопасности. Им вменялось в обязанность не допускать хранение на чердаках легковоспламеняющихся материалов, а в случае появления какой-либо опасности оповещать о ней милицию и пожарных. Граждане, уклоняющиеся от дежурств или не соблюдающие меры безопасности, подвергались штрафу или даже привлекались к уголовной ответственности.

В том, что это не пустые слова, жители города убедились очень скоро. 16 ноября 1941 года газета «Волжская коммуна» написала о том, что за злостное нарушение приказа МПВО арестован и привлекается к ответственности владелец частного дома Г.Хованский. Несмотря на неоднократные предупреждения дежурных ПВО, он так и не замаскировал окна своей квартиры. К уголовной ответственности привлекался также управдом А.Родзинев, который не обеспечил затемнения квартир на своем участке. А директор бани №1 Е.Берышев систематически не выключал во дворе бани электрический фонарь. Нарушали правила светомаскировки также директор музыкального театра И.Демидов, заведующая магазином №59 Е.Кашина, шофер Военно-Медицинской академии М.Давыдов и некоторые другие. Все они были оштрафованы и предупреждены о более строгой ответственности в случае нарушения светомаскировочного режима.

Угроза воздушных налетов на Куйбышев миновала лишь зимой 1943 года, когда Красная Армия отстояла Сталинград и отбросила немцев далеко за Волгу. Но областной штаб МПВО продолжал действовать. Более того, 12 июля 1943 года в Куйбышеве была объявлена мобилизация бездетных женщин в возрасте от 19 до 30 лет в воинские части противовоздушной обороны. Куйбышевские девчата служили прожектористками, зенитчицами, радистками и отважно воевали до самого конца войны.

*