В канун Дня народного единства информационные агентства сообщили из Воронежа: «Новый жидкостный ракетный двигатель РД-0124 отправлен в Самару для установки на 3-ю ступень ракеты-носителя «Союз-2». Это стало возможным после его успешного огневого испытания в Воронежском конструкторском бюро «Химавтоматика». Что позволило перейти к новому этапу отработки двигателя — огневым испытаниям в составе 3-й ступени новой ракеты-носителя «Союз-2». Российские специалисты планируют выводить в космос полезную нагрузку с космодро¬мов Байконур и Плесецк, а также с французского космодрома Куру».

Космические ракеты делаются в тесной кооперации с десятками и сотнями предприятий и организаций, разбросанных по всей стране. С разработчиками и создателями жидкостных ракетных двигателей для верхних ступеней межконтинентальных и космических ракет самарские машиностроители поддерживают тесные кооперационные связи с конца 50-х годов. Тогда на нашем заводе «Прогресс» выполняли правительственное задание по выпуску серии мощных, хорошо защищенных в глубоких шахтах боевых стратегических ракет второго поколения Р-9А конструкции Сергея Королёва, которые должны были заменить мало приспособленные для боевого применения «семерки». Для второй ступени этой ракеты конструкторское бюро в Воронеже под руководством Семена Косберга в 1959 году разработало кислородно-керосиновый двигатель РД-0106. Его высокие энергетические характеристики, удобная компоновка в сочетании с относительно небольшим размером по высоте, простота в эксплуатации, отработка, проведенная в ходе наземных и летных испытаний, стали основанием для разработки на базе этого ЖРД целого семейства двигателей для космических ракет конструкции КБ Королева. И, естественно, его выдающегося ученика и преемника, Почетного гражданина Самары и Самарской области Дмитрия Козлова. В том числе двигателя РД-0110 для 3-й ступени или блока «И» ракеты-носителя «Союз». Этот сверхнадежный двигатель обеспечил более 1370 запусков собранных в Куйбышеве —Самаре космических ракет-носителей с суммарной наработкой в полете около 100 часов.

8 ноября прошлого года с космодрома Плесецк боевые расчеты Космических войск России успешно осуществили первый запуск новой самарской ракеты-носителя «Союз-2» первой модификации, который в перспективе сможет заменить находящиеся пока в эксплуатации носители, собираемые на самарском заводе «Прогресс». Новый самарский «Союз» обеспечивает запуск в космос практически любой из полезных нагрузок среднего класса, которые ранее выводили в космос лишь французские ракеты. Правда, запущен был новый «Союз» со старым, «сто десятым» двигателем на 3-й ступени. И вот воронежцы завершили работу над новым движком, который призван прийти на смену «сто десятого» и увеличить полезную нагрузку наших ракет более чем на тонну.

Глава Роскосмоса Анатолий Перминов, который не так давно находился с рабочей поездкой в Воронеже, побывал на огневых испытаниях нового двигателя. Во время беседы с руководителями КБ «Химавтоматика» он отметил важность работы по разработке нового двигателя для перспективной ракеты «Союз-2». Здесь уже прошла целая серия его огневых испытаний. Во время одного из них РД-0124 впервые проработал в ходе одного запуска 660 секунд, значитель-но превысив свой летный ресурс. Анатолий Перминов подчеркнул, что первый коммерческий запуск намечен по плану на 2009 год.

Оснащенная новыми двигателями самарская ракета дает нашему ракетно-космическому центру шанс на лидерство в освоении рынка космических запусков. Почётный гражданин Самары Дмитрий Ильич Козлов как-то назвал наш самарский «Союз» — «ракетой-кормилицей». Можем теперь с уверенностью повторить вслед за ним, что новая его модификация «Союз-2» останется «ракетой-кормилицей» самарских создателей ракетно-космической техники еще на многие десятилетия.

*