Возвращение в Европу. В числе клиентов Самарского металлургического завода может оказаться европейский концерн Airbus
Американская алюминиевая корпорация Alcoa пытается обеспечить свои убыточные российские металлургические заводы заказами на запасные части для европейских самолетов. В числе клиентов Самарского металлургического завода может оказаться европейский концерн Airbus.
Самарскому металлургическому заводу (СМЗ), приобретенному Alcoa в феврале 2005 года, придется искать для себя новые рынки сбыта, чтобы увеличить объем выпускаемой продукции. Наиболее перспективными клиентами СМЗ в аэрокосмической отрасли остаются зарубежные авиационные корпорации, такие как Airbus и Boeing. Контракты с Airbus могут быть подписаны до конца этого года. Подробности своих переговоров стороны пока не разглашают, но объемы заказов могут быть очень большими, поскольку по программе Airbus, принятой еще в 2001 году, инвестиции в российскую промышленность до 2011 года составят 800 млн долларов, из них около 200 млн долларов уже вложено.
Спасение не только в экспорте
Покупая российские заводы, американцы, в принципе, уже представляли себе пути их развития. Ставку они решили сделать на два направления. Как рассказал журналу «Эксперт Волга» директор по корпоративным делам Alcoa в России Андрей Бадер, по американским оценкам, наша страна обладает огромным потенциалом для роста. В США потребление алюминия составляет в среднем около 35 кг в год на человека, а в России всего лишь 3 — 4 кг. Если российский рынок расширится в 3 раза и потребление алюминия вырастет до 12 кг, приобретение Alcoa уже будет оправданно. В американской компании надеются, что российское авиастроение в каком-то виде все же будет восстановлено и проект среднемагистрального самолета, который интересен и зарубежным авиакомпаниям, будет реализован.
А дожить до ожидаемого расширения внутреннего российского рынка алюминия должны помочь западные авиастроители. По словам Бадера, наши предприятия могут участвовать в создании сверхзвукового пассажирского самолета, который намерены выпустить европейские авиастроители. В планах крупнейших мировых авиакомпаний — обновить оборудование и парк самолетов.
Европейские корни СМЗ
Самарский металлургический завод долгое время оставался одним из крупнейших в Европе по выпуску листового проката и полуфабрикатов для авиационной и автомобильной промышленности. В 70 — 80х годах СМЗ (тогда — завод «Металлург») имел представительства в США и Европе. Продукция предприятия экспортировалась в 29 стран мира. Литье и прокат для авиакосмической отрасли были одним из самых перспективных направлений в его работе. «Металлург» сотрудничал с крупнейшим в Европе производителем гражданских самолетов — консорциумом Airbus Industrie, изготавливал листы для фюзеляжей авиалайнеров концерна DaimIerBenz, прессованные панели крыла и крупногабаритные профили для British Aerospace. Кроме того, на заводе выпускались комплектующие детали для самолетов А340600. В 90х годах, когда предприятие испытывало финансовые затруднения, объемы поставок для авиазаводов сократились до 7% от общего производства. Это небольшие партии штамповок, профилей, листового проката и труб различного диаметра для Казанского вертолетного завода, ульяновского «Авиастар-СП», НПК «Иркут» (Иркутск), а также для самарского «Авиакора» и ГНП ЦСКБ «Прогресс». При этом у предприятия оставалась техническая возможность возобновить сотрудничество с авиационной промышленностью и увеличить объем заказов, в том числе от европейских производителей. Фактически для этого заводу не хватало инвестиций в развитие и лоббиста для презентации своей продукции за рубежом. В 1997 году основным собственником завода (тогда АО «Самарская металлургическая компания» — «Самеко») стала группа «Алюминпродукт», один из учредителей «Сибирского алюминия». Группа купила у «Инкомбанка» 73% акций, после чего «Сибал» провел санацию предприятия, и в ноябре 1998 года «Самеко» было обанкрочено. Долги компании списали, а производственные мощности перевели на баланс образованного ОАО «Самарский металлургический завод». |
Определенные перспективы открываются для алюминщиков и на автомобильном рынке. В связи с ростом цен на горючее все актуальнее становится проблема уменьшения массы автомобилей. Добиться этого можно лишь более широким применением композитных материалов и алюминиевых сплавов.
Поставщик Airbus
По неподтвержденной информации, Alcoa договаривается с Airbus об участии российских предприятий в строительстве самолетов А320. В частности, СМЗ мог бы поставлять алюминиевые конструкции. В российском представительстве Airbus нам подтвердили, что компания ведет переговоры с Alcoa о сотрудничестве, однако отказались ознакомить с подробностями до их завершения. Источник на СМЗ, пожелавший остаться неназванным, сообщил, что сотрудничество предприятия с европейскими партнерами может принести в бюджет компании 100 млн долларов.
Европейских авиастроителей интересуют, например, российские авиационные материалы. Во Всероссийском институте авиационных материалов (ВИАМ), в частности, сказали, что Airbus использует перспективные разработки российских ученых и производителей. В самолетах этой компании уже нашел применение алюминиево-литиевый сплав «1424». Кроме того, в одном из самолетов разработки фирмы Airbus (совместный российско-немецкий проект использования авиаматериалов «Калинка2») используется российский сплав «1933» для соединения крыла и фюзеляжа с помощью фитинга производства СМЗ. Сейчас ВИАМ, Airbus и СМЗ изучают возможности применения алюминиево-литиевого сплава для верхней обшивки фюзеляжа.
В этом году европейский концерн заключил десятилетний контракт на изготовление конструкций передней стойки шасси, килевых балок, закрылков и элементов пола секций фюзеляжа для самолетов семейства А320 в российской научнопроизводственной корпорации «Иркут». Сумма сделки составила 200 млн долларов. Первые поставки заказанных узлов на заводы Airbus запланированы на 2006 год. В перспективе европейский концерн обещает предоставить российским поставщикам новые возможности по участию в своих производственных программах. Запланированы дополнительные десятилетние контракты с российскими заводами и НПО на сумму до 150 млн долларов.
И «Сибирский алюминий» («Сибал»), и все последующие собственники мечтали вернуться с продукцией предприятия на западные авиастроительные рынки. С приходом «Русского алюминия» («Русал»), 100процентной «дочки» «Базового элемента» («Базэл»), была сформулирована стратегия выхода СМЗ на западные рынки — создание совместного предприятия с крупным иностранным инвестором. Предполагалось, что российская сторона будет осуществлять руководство, а иностранный партнер — продвигать продукцию на международном рынке. В качестве партнера отечественные алюминщики рассчитывали привлечь корпорацию Alcoa. Решающую роль в этом выборе сыграла специализация американской компании на переработке цветных металлов.
Стороны не раскрывали подробности своих переговоров. Однако, похоже, что менеджмент Alcoa никогда не планировал работать в СП. Алюминиевую корпорацию интересовало только приобретение российских активов. Возможно, именно поэтому переговоры закончились решением «Русала» продать американской корпорации сразу два завода в России: Самарский металлургический завод и Белокалитвинское металлургическое производственное объединение. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) рассматривала сделку почти два года. Дело в том, что эти два предприятия выпускают 60% российского алюминиевого проката, а СМЗ выполняет еще и оборонный заказ. В итоге «Русалу» разрешили продать американской компании два завода в общей сложности за 257 млн долларов, при этом стратегические мощности СМЗ остались в собственности государства.
Только после завершения сделки американская сторона объявила о причинах, по которым успешная мировая корпорация решила инвестировать деньги в российские убыточные прокатные заводы. Причиной оказался огромный, на взгляд руководства Alcoa, потенциал обоих. Термообработанные плиты и листовой прокат предприятия в Белой Калитве вкупе с алюминиевыми запасными частями, выпускаемыми СМЗ для авиационной и автомобильной промышленности, должны помочь Alcoa усилить свое присутствие на мировом рынке.
Елена Наумова
Эксперт-Волга #1 (1) от 7 ноября 2005
*