ПОБОРемся? Педагогам запрещают заглядывать в родительский кошелек
(РГ). Уже в ноябре в Татарстане приступит к работе Ассоциация попечителей образования. Предполагается, что в нее войдут представители общественных организаций, политических партий, бизнес-сообщества. С помощью этой общественной организации местные чиновники надеются наладить контроль за привлечением и использованием родительских средств. Сумма, которую добровольцы уже перечислили на благо школ республики, составляет 570 миллионов рублей. Прежде всего, речь идет о родительских взносах, которые добровольными можно назвать весьма условно. >>>
Жалобы на неоправданные поборы в школах в почте Министерства образования и науки РТ не редкость. Учебный год только начался, а их уже тридцать. Причем, в отличие от предыдущих лет, в основном, это не анонимные послания. В числе тех, кто не побоялся открыто выразить свой протест, родители учеников сразу двух учреждений образования Казани – прогимназии № 25 и гимназии № 2. Первая «прославилась» тем, что затребовала с мам и пап первоклашек первоначальный взнос в размере десяти тысяч (!) рублей. Вторая потребовала от родителей ежемесячно «отстегивать» в фонд школы по двести рублей. Есть подобные факты и на селе. К примеру, в одной из деревенских школ за счет родительских средств (по 10 рублей с носа) решили оплачивать труд технички. Ситуация достигла точки кипения. После многочисленных публикаций в местной прессе чиновники от образования не могли не отреагировать на тревожные сигналы.
– То, что происходит сегодня в школах, не секрет Полишинеля, – говорит заместитель министра образования и науки РТ Любовь Овсиенко. – Из бюджета финансируется лишь предоставление услуг, предусмотренных государственным образовательным стандартом. Другое дело – дополнительное образование, которое родители хотят дать детям. Привлекать на это средства, в том числе и родительские, законодательство не запрещает. К чести коллег должна отметить, что внебюджетные и родительские средства (а действующее законодательство позволяет их привлекать) в большинстве своем идут на материальную поддержку учреждения, а не на личные нужды.
Вопрос в другом: то, как это делается, подчас в корне отличается от того, как должно быть.
К примеру, ни директор, ни заведующий детского сада не должны иметь доступ к сбору денег. Подобные общественные объединения уже действуют в 300 школах республики (в Казани их 160). Причем попечители – это не обязательно родители, это могут быть и руководители предприятий, и партийцы, и бизнесмены – все, кто готов оказать помощь школе. Именно они должны распоряжаться деньгами и отчитываться о расходах перед родителями. Ассоциация попечителей, положение о которой и устав сейчас разрабатываются в республике, поможет им делать это грамотно. В частности, предполагается, что новоиспеченное общественное объединение станет оказывать попечителям различную помощь, в том числе и юридическую.
Другое правило, которое чаще других нарушается в казанских школах, – сбор средств должен быть исключительно добровольным. А как же иначе? Ведь главное, что может предложить школа за деньги, отнюдь не новые столы и стулья, а дополнительные образовательные услуги. А уж кому как не родителям знать, какие таланты они хотят развить у своего ребенка? Важная деталь – услуги не могут быть предложены единым пакетом. К сожалению, педагоги часто идут на хитрость: хотите, чтобы ребенок занимался с хореографом, тогда заплатите еще и за обучение турецкому языку и другим факультативным дисциплинам. Затем ставят вопрос на голосование (что вообще недопустимо) – и все. Как говорится, отдай и не греши.
Добровольным должно быть финансовое участие родителей и в других проектах школы.
– У нас много жалоб, где родители говорят о том, что из-за отсутствия денег их заставляют мыть полы в школах, – говорит Любовь Овсиенко. – Это полное безобразие и нарушение всех норм этики. Родитель сам должен предложить свои услуги (помощь в организации праздника или экскурсии, шефство над неблагополучными семьями, дежурство), если он к этому готов. Но в любом случае недопустимо, чтобы отношение к ребенку соизмерялось с кошельком родителей.
И еще одно требование: расходы должны быть максимально прозрачными. Добиться этого можно, заведя счет в банке или купив кассовый аппарат. А шестьдесят процентов той суммы, которую родители платят за дополнительные образовательные услуги, полагается тратить на… оплату труда педагогов. В действительности же учителям в лучшем случае перепадает десять…
На первый взгляд, все элементарно. Неясно лишь, почему столь простые истины никак не могут усвоить в школах. Может, плохо объясняют? И это, как выяснилось, тоже. Проведенное анкетирование директоров учреждений образования показало, что большинство руководителей испытывают серьезные трудности при решении финансовых вопросов, не хватает специальных знаний, в том числе и юридических. Устранить этот пробел в республике надеются, посадив педагогов за парты. Теперь все директоры обязаны пройти обучение на курсах по оказанию платных образовательных услуг. В противном случае они не будут аттестованы.
В Министерстве образования и науки РТ убеждены, что все проблемы от незнания и непрофессионализма. Там полагают, что, как только качество дополнительных (читай – платных) образовательных услуг станет достаточно высоким, слово «поборы» навсегда уйдет из школьного обихода.
А пока… В школах, в которых разгорелся скандал по поводу привлечения родительских средств, работают комиссии. В гимназии № 2 она уже завершила свою работу. Директор этого учебного заведения Казани, признавшая свою вину, схлопотала выговор. В школе создан попечительский совет, который установит общественный контроль за поступлением и расходованием денег.
Ольга Кондрева, Казань
Дата публикации 9 ноября 2005 г.
***