Сможете вы поздравить друзей в новогоднюю ночь по мобильнику или не сможете – одному Богу известно. Опыт прошедших лет показывает, что не сможете, по крайней мере, получится это у вас не с первого раза.

А причина всех этих мобильных неприятностей в том, что сотовые операторы ориентируются на стандартную нагрузку, а обеспечение пиковой нагрузки, которая как раз и случается на Новый год, – дело крайне невыгодное, поскольку приводит к росту стоимости сети в несколько раз. Вот сеть и не справляется и, как говорится, падает – обычно часа на четыре: с 22:00 до 02:00.

Таким образом, более 10 млн пользователей мобильной связи – именно столько их в столице – испытают существенные затруднения при попытке поздравить друзей и родных с праздником. Качественной связи не гарантирует ни один оператор. Как заявил «Газете» советник гендиректора «Соник Дуо» Роман Проколов, «это стихийное бедствие, через которое проходят все сотовые операторы».

По словам Проколова, в прошлом году голосовой трафик в новогоднюю ночь увеличился в пять, а поток SMS-сообщений — в десять раз. Тогда, поясняет Проколов, наблюдалась локальная перегрузка сети в Подмосковье и перегрузки отдельных базовых станций в Центральном округе столицы.

По оценкам партнера компании ACM-Consulting Александра Шатикова, пишет та же «Газета», час перегрузки одной базовой станции обходится сотовому оператору более чем в тысячу долларов.

Сотрудник пресс-службы «ВымпелКома» Артем Минаев сообщил изданию, что в прошлую новогоднюю ночь более 40 тыс. абонентов каждые 1-3 секунды в течение четырех часов пытались поздравить друг друга с праздником. Пользователям «Би Лайна» удавалось дозвониться до адресата, по данным Минаева, со второго раза. Это значит, что на 13 млн успешных соединений, зафиксированных тогда в сети «Би Лайн», столько же, если не больше звонков заканчивались фразой «абонент недоступен». По мнению экспертов, это не самый плохой пример.

Некоторые улучшения качества связи в прошлом году по сравнению с предыдущими годами все же были отмечены. Тем не менее, особо стараться для своих клиентов сотовики не собираются. В МТС, пишет «Газета», с 15 декабря запрещены любые информационные рассылки в сети и не проводятся регламентные работы, а «проблемы с дозвоном будут решаться по мере возникновения».

Замечательный совет дает своим клиентам Александр Шатиков: «Сделать ничего нельзя, кроме как поставить мобильник на автодозвон. Или послать загодя SMS или ММS–сообщение». Его коллега Константин Чернышев в рекомендациях еще более лаконичен и убедителен: «Пользуйтесь обычным телефоном, так больше шансов дозвониться».

В более выгодной ситуации оказываются абоненты сетей, не пользующихся стандартом GSM. Как сообщила «Столичной вечерней газете» представитель компании «Сонет» Оксана Симакова, «сотовая сеть «Сонет», работающая в стандарте CDMA, ни разу в новогоднюю ночь не испытывала критических перегрузок, поэтому нам нет необходимости проводить какие-либо работы в этом направлении. Мы работаем в прежнем режиме, так как на сегодняшний день сеть предусматривает 30-процентный запас, то есть фактически готова принять на 30% больше разговоров».

По данным того же издания, второй российский оператор, предоставляющий услуги связи этого стандарта, компания «Московская сотовая сеть» (торговая марка Skylink), также выразил полную уверенность в бесперебойной работе своих сетей.

"Утренняя газета"

*