Ровно 110 лет назад, 5 ноября 1895 года юрист Джордж Селден получил патент № 549.160 на «дорожную машину». Машина описывалась в патенте как «безлошадный экипаж, с легкими колесами и багажником, легкий в управлении и производящий достаточно энергии для своего передвижения». Многие историки именно эту дату считают днем рождения первого автомобиля. Хотя первые бензиновые автомобили появились на дорогах в ряде европейских стран чуть раньше — в 1890 году.

Российской автомобильной истории скоро тоже исполнится 110 лет. На основании многих свидетельств историков, можно констатировать, что первым русским автомобилем стала машина, построенная в 1896 году петербургскими изобретателями — отставным морским офицером Евгением Александровичем Яковлевым (1857-1898) и инженером Петром Александровичем Фрезе (1844-1918). Яковлев изготовил двигатель и трансмиссию, Фрезе — ходовую часть и кузов. Двигатель, этой машины развивал мощность всего около 1,5-2 л. с. Ходовая часть конструкции сохранила много общего с конными экипажами: деревянные колеса (задние по диаметру в 1,2 раза больше передних) со спицами, сплошные резиновые шины и полностью оригинальное рулевое управление. Переднюю и заднюю оси связывал подрамник, образуя своего рода шасси, на которое через рессоры опирался пассажирский кузов с силовой установкой. В оборудование машины входили складной кожаный верх, гудок с резиновой грушей, фонари со свечами.

Как следовало из рекламных объявлений того времени, автомобиль Е. Яковлева и П. Фрезе имел массу около 300 кг, мог развивать скорость около 20 верст в час (21,3 км/ч) и располагал запасом топлива на десять часов езды. Первый русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания прошел испытание в мае 1896 года, в июне отделка машины была полностью закончена, а 1 июля она экспонировалась на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде и совершала демонстрационные поездки.

ИА LADAONLINE

*