В обзоре британских газет:

    * Уроки парижских беспорядков

    * Заметки с выборов в Азербайджане

    * Кремль и нефть России >>>

Крах французской интеграции

«Liberte? Egalite? Fraternite?» — огромные буквы этого тройного лозунга Великой французской революции занимают почти всю первую полосу «Индепендент». Правда, и «свобода», и «равенство», и «братство» сопровождаются знаками вопроса, и как бы ответом на этот вопрос служит напечатанное ниже четвертое понятие — Realite («реальность»).

Эта новая версия революционного слогана в «Индепендент» отражает основную идею всех комментариев: беспорядки, охватившие уже всю Францию, доказали несостоятельность не менявшейся десятилетиями французской социальной модели.

«Сам масштаб насилия, и тот факт что главными зачинщиками оказались молодые иммигранты из бедных районов с высоким уровнем безработицы, застали французских политиков врасплох», — считает «Файнэншл таймс».

«Беспорядки стали самым громким сигналом тревоги для правящего класса Франции, который в течение долгого времени поддерживал президента Ширака и читал другим лекции об успехе французской социальной модели, особенно о политике по отношению к иммигрантам», — пишет парижский корреспондент «ФТ».

О крахе французской интеграционной модели говорят и другие газеты. «Таймс», например, пишет о «провале французской правящей элиты сделать семь миллионов жителей страны арабского и африканского происхождения частью основного населения».

«Таймс» напоминает, что «французская социальная модель предписывает не замечать этнических различий, и предполагалось, что рабочие-иммигранты, которые массово прибыли во Францию в 1950-е и 1960-е, в первую очередь из бывших африканских колоний, почувствуют себя равными гражданами».

«На практике же, — продолжает корреспондент газеты, — Франция старалась не замечать новых меньшинств, которые не получили доступ к разрекламированному «социальному эскалатору» и оказались предоставлены сами себе в многоэтажках бедных пригородов».

На протяжении десятилетий, французские власти говорили об интеграции и ассимиляции и противопоставляли свою иммиграционную политику менее интервенционистской «англо-саксонской» модели. «Но и во французских пригородах, — замечает «Таймс», — происходил рост исламского радикализма, которому сейчас поклоняется почти вся молодежь бедных гетто».

Об отчаянии, царящем в иммигрантских пригородах Франции, пишет и «Гардиан». Однако эта газета напоминает и об ответственности, которая лежит на всех гражданах, независимо от их встроенности в социальную систему.

Корреспондент «Гардиан» приводит мнение жителей одного из парижских пригородов, который последние две недели оказался охвачен беспорядками. Один из его собеседников просто замечает, что «поджигать автомобили и сражаться с полицией гораздо забавнее, чем просиживать за компьютерными играми». А другой посетитель местного рынка потребовал «срочно прислать войска».

Заметки с выборов в Азербайджане

Другое событие, на которое отреагировали все британские газеты — это воскресные парламентские выборы в Азербайджане. «Гардиан» в этой связи напоминает, что «западные страны, которых привлекают нефть и газ Азербайджана, а также его стратегическое положение между Ираном и Россией, уговаривали авторитарного президента Ильхама Алиева согласиться на некоторые реформы».

Корреспондент «Гардиан» напоминает, что Алиев согласился, в частности, на то, чтобы пальцы приходящих на избирательные участки маркировались специальными невидимыми чернилами. Последняя мера была призвана исключить возможность того, чтобы один и тот же человек мог голосовать несколько раз.

Однако авторы всех репортажей из Баку весьма скептически пишут о ее эффективности. Корреспондент «Дэйли телеграф», например, сообщает, что провел эксперимент, в ходе которого «специальные чернила удалось очень быстро смыть с помощью простой воды и мыла».

По сведениям «Дэйли телеграф», выборы в Азербайджане все же были омрачены многочисленными нарушениями: «угрозы в адрес сторонников оппозиции и подкладывание заранее заготовленных бюллетеней в урны, судя по всему, имели место по всей стране».

Но особенно много нарушений, пишет газета, «отмечалось в округах, в которых баллотировались члены президентской семьи». «Особенно явными они оказались в поселке Бина, близ Баку, в котором выставила свою кандидатуру очаровательная, но безжалостная жена Ильхама Алиева, Мехрибан».

«Дейли телеграф» напоминает, что незадолго до выборов свои кандидатуры сняли девять из 13 соперников госпожи Алиевой, и сопровождает этот репортаж большой фотографией этой самой «очаровательной, но безжалостной Мехрибан».

В Бине побывал и корреспондент «Таймс». На подходе к избирательному пункту он увидел «транспаранты с высказываниями покойного Гейдара Алиева, а внутри на стенах висели 12 портретов его сына и преемника, Ильхама».

В заметке на эту же тему «Файнэншл таймс» приводит слова представителей оппозиции о том, что они надеются повторить в Азербайджане успех «цветных революций» в других бывших советских республиках.

Однако «ФТ» замечает, что «учитывая авторитарную власть Ильхама Алиева, Азербайджан вряд ли увидит проявления народного недовольства, которые последовали за спорными выборами в Грузии и на Украине».

«Новые олигархи?»

Что же касается сообщений на российские темы, то та же «Файнэншл таймс» публикует большую статью своего московского корреспондента Аркадия Островского под заголовком «Новые олигархи? Победители и проигравшие в борьбе Кремля за нефтяное богатство».

Начинается эта статься с описания одного такого победителя, и одного проигравшего, которые вместе являются «двумя самыми известными российскими олигархами»: «в октябре Роман Абрамович получил 13 миллиардов долларов от «Газпрома» за контролируемую им компанию «Сибнефть». А в это время бывший главный акционер ЮКОСа Михаил Ходорковский прибыл отбывать наказание в Читу, в одну из самых удаленных и суровых сибирских колоний».

Но «новый порядок», о котором пишет «ФТ», не ограничивается только удачей одного олигарха и трудностями другого. По мнению Островского, «разрушение ЮКОСа, увеличение доли государства в «Газпроме» и покупка последним «Сибнефти» иллюстрируют намерение государства вернуть себе полный контроль над нефте-газовой инфраструктурой».

«Эти изменения, а также связанное с ними ужесточение правил для иностранных корпораций, грозят огромными и потенциально негативными последствиями для российской экономики».

Автор статьи иллюстрирует эту мысль словами Андрея Илларионова, экономического советника президента Путина, о том, что «последние действия правительства привели к перераспределению ресурсов от эффективных владельцев, таких как ЮКОС, в пользу значительно менее эффективных».

Что касается новых владельцев, то «Файнэншл таймс» обращает внимание на присутствие ключевых фигур из президентской администрации в советах директоров «Газпрома» и «Роснефти», и приводит слова другого аналитика о том, что «старые олигархи имели политические связи в Кремле. Новые олигархи — сами находятся в Кремле».

Обзор подготовил Сергей Закин, Русская служба Би-би-си

понедельник, 07 ноября 2005 г., 04:54 GMT 07:54 MCK

Би-би-си

*