Муниципальные власти могут потерять право устанавливать тарифы на пригородные перевозки и коммунальные услуги. Подготовленные в Совете Федерации поправки в закон о естественных монополиях отдают эти полномочия Федеральной энергетической комиссии и ее региональным подразделениям. Муниципалитеты опасаются последующего роста тарифов, а эксперты вовсе не видят необходимости в централизованном регулировании сферы.

По закону к естественным монополиям относятся РАО «ЕЭС России», «Газпром», ОАО «Российские железные дороги», предприятия трубопроводного транспорта и связи. Комиссия по естественным монополиям Совета Федерации предлагает дополнить этот список пригородными железнодорожными пассажирскими перевозками и услугами коммунального хозяйства (водоснабжение, водоотведение и передача электроэнергии и тепла по распределительным сетям) , поскольку деятельность предприятий этой сферы ограничена «локальными товарными рынками». Соответствующие поправки в закон о естественных монополиях сенаторы собираются внести на рассмотрение Госдумы в апреле. Регулирование новоявленных монополистов законопроект возлагает на Федеральную энергетическую комиссию (ФЭК) , которая вправе передать эти полномочия на региональный уровень.

Сейчас в большинстве населенных пунктов в России тарифы на услуги водоканалов и коммунальной энергетики устанавливают муниципалитеты. Зампред комиссии Совета Федерации по естественным монополиям Вячеслав Новиков признает, что сенаторские поправки усилят влияние ФЭК в регионах. По мнению зампреда ФЭК Игоря Редькина, это «на данном этапе улучшит регулирование естественных монополий». Замминистра по антимонопольной политике Анатолий Голомолзин считает правильным включить в перечень естественных монополий водоснабжение и водоотведение. Кроме того, чиновнику нравится, что цены на услуги в этом секторе сможет утверждать федеральный орган.

Но местные власти по-разному оценивают предложения сенаторов. По данным председателя межрегиональной ассоциации энергетических комиссий Надежды Цейтлиной, более чем в 20 регионах, например в Краснодарском крае, Якутии и Белгородской области, тарифы «локальных монополистов» и так утверждают региональные энергетические комиссии (РЭК). «У нас в РЭК собраны сильные экономисты, они наиболее точно могут определить обоснованность затрат предприятия, на основании которых устанавливается тариф», — объясняет передачу регулирования тарифов в РЭК первый вице-мэр Калуги Николай Матвейкин. Мэр подмосковного Королева Александр Морозенко, напротив, критикует эту идею. «РЭК всего лишь проверяют правильность арифметических расчетов предприятий, а мы определяем оптимальный уровень тарифов для жителей», — говорит Морозенко. Он опасается, что РЭК повысит тарифы на услуги ЖКХ для населения.

Однако, отмечает директор направления городского хозяйства Института экономики города Сергей Сиваев, в ряде муниципалитетов тарифы на воду не пересматривались в течение двух лет, тогда как электроэнергия за это время дорожала несколько раз — в итоге местные водоканалы становились банкротами. «Тарифы на воду, замороженные со времен правительства [Евгения] Примакова, в ряде регионов все еще не вышли на докризисный уровень», — подтверждает директор по стратегическому развитию ОАО «Российские коммунальные системы» Александр Баженов.

При этом, считает Сиваев, передавать ценообразование в коммунальном хозяйстве с муниципального на региональный уровень неправильно. А по мнению директора департамента стратегического анализа компании «ФБК» Игоря Николаева, пригородные перевозки и коммунальные услуги вообще не являются естественными монополиями. «Пример Новосибирска и Петербурга, где частные операторы организовали пригородные перевозки, показывает, что конкуренция в этом секторе возможна, — говорит Николаев. — С водоканалами и теплосетями сложнее, но частные операторы там все же могут конкурировать — не за клиента, а за доступ к нему».

Госдума в феврале уже отклонила в первом чтении два законопроекта о локальных естественных монополиях, внесенных саратовским сенатором Рамазаном Абдулатиповым и депутатами Ленинградской областной думы. В депутатском заключении «создание новых субъектов монопольной деятельности» было признано нецелесообразным. Зампред комиссии Совета Федерации по естественным монополиям Вячеслав Новиков объясняет неудачу своих предшественников «не очень хорошей юридической проработкой» проектов и считает сенаторский вариант поправок «более комплексным». Комментарии членов профильного комитета Госдумы по поводу нового законопроекта получить не удалось.

Ольга Проскурнина

Ведомости №34 (1074)01 марта 2004

Ведомости

*