После того как сборная России провалила отборочные матчи и не попала в финальную часть чемпионата мира, а “Локо” бесславно “выпал” из Лиги чемпионов, мы начали дискуссию о судьбах отечественного футбола. Вслед за известными игроками и тренерами сегодня о наболевшем рассуждает президент Российского футбольного союза (РФС) Виталий Мутко для “Труда” в эксклюзивном интервью.

СТО ДНЕЙ — НЕ СРОК

— Виталий Леонтьевич, для себя вы как-то планировали работу, к примеру, на первые сто дней президентства?

— На этот срок строил разве только самые оперативные планы. А подвести некоторые предварительные итоги нашей деятельности естественно будет в декабре. Идет интенсивная работа. Я считаю, как минимум лет пять было потеряно — надо нагонять. В конце 1990-х годов успокоили себя тем, что сохранили определенное наследство от советского футбола. Но ведь нельзя топтаться на месте!

— Чем, на ваш взгляд, надо заниматься в первую очередь?

— На первом месте все вопросы, что в компетенции РФС. И прежде всего — улучшение материально-технической базы массового футбола. В декабре — очередная конференция. На ней будут рассмотрены правовой статус Союза, программа развития футбола на ближайшие годы, структура соревнований, проводимых в России. Всего будут обсуждаться пять-шесть ключевых позиций.

— За последние месяцы в составе РФС произошли заметные изменения. Новая команда союза уже сформирована?

— Обновление — процесс непростой. Даже процентов на 50 мы еще не укомплектовались. Есть ключевые должности, которые пока вакантны. В частности, нам нужен глава спортивного департамента или, как я его называю, “министр футбола”. Этот человек должен курировать сборные команды страны.

— А что делать с главной командой?

— В положении дел в национальной сборной я постарался сразу разобраться, мы сформировали ее новый штаб. Жаль, конечно, что не попали в финальную часть чемпионата мира-2006, но, полагаю, двигаемся в правильном направлении. На все нужно время.

— Почему после того, как вы возглавили РФС, в отставку ушел генеральный секретарь этой организации Владимир Радионов, а его место занял Алексей Спирин?

— Я очень благодарен Владимиру Веньяминовичу. Он действительно заслуженный человек. Но время диктует свое. Как в футболе: порой опытный игрок все понимает, но сделать на поле то, чего от него ждут, ему уже сложно. Новый генеральный секретарь, безусловно, останется одной из ключевых фигур. На нем будут держаться и организационная работа по подготовке конференций и исполкомов РФС, и сотрудничество с ФИФА и УЕФА. То есть речь идет фактически о футбольном “министре иностранных дел”.

«ПЯТНЫШКО» НА КАРТЕ

— Вы сейчас, как и до своего избрания на пост президента РФС, регулярно ездите по стране. Что нового открываете для себя?

— Президенту не обязательно часто путешествовать. Кабинетной работы на этой должности тоже хватает. Сейчас, к примеру, нужно решать много правовых вопросов. Но наш футбол переживает кризис. Поэтому мне необходимо постоянно находиться в разъездах, чтобы все видеть лично и решать накопившиеся проблемы. Я все время встречаюсь с местными руководителями, обсуждаю ситуацию, даже играю в футбол. Чувствую, что мое присутствие в регионах необходимо. Для меня важно увидеть, как работают наши региональные федерации, чего им не хватает.

— И какие выводы можно сделать после ваших поездок в провинцию?

— Надо укреплять структуру российского футбола, его материальную базу. Понятно, те 60 тысяч рублей, что мы выделили каждой региональной федерации минувшим летом, — это слишком мало. Но все равно это нужное начинание. Важно было ввести данную строку в наш бюджет. Причем на государственный карман РФС не рассчитывает.

Что касается впечатлений от поездок… Откровений особых нет. Разочаровывает то, что во многих регионах мэры, губернаторы не особенно интересуются футболом и не способствуют его развитию. Я все понимаю: есть насущные социальные нужды, множество других вопросов. Но ведь и футбол — очень существенное слагаемое умонастроения людей, общего культурного ландшафта. Если у нас будут подрастать здоровые поколения, то и многие социальные проблемы скорее отпадут, это нужно понимать. Футбол — незаменимый вид спорта для воспитания здоровой молодежи.

— В последнее время на заседаниях исполкома РФС много говорилось о том, что руководство союза очень рассчитывает на конструктивное сотрудничество с губернаторами. Есть хоть какие-то положительные сдвиги?

— Взаимопонимание при желании всегда можно найти. Никто же не говорит, что губернатор должен лично решать в своем регионе все футбольные задачи. Хорошо, если он просто покажет нужное “пятнышко” на карте — место, где можно построить хороший стадион. Ну и передал бы его по-настоящему заинтересованным лицам, а лучше — детской спортшколе. А мы все вместе найдем деньги для строительства арены. Недаром программа “Подарим детям стадион” так и называется — “национальный инвестиционный проект”. И в его реализации существенную роль будут играть власти всех уровней.

— Насколько вы чувствуете государственную поддержку?

— В полной мере. Достаточно напомнить, что ту же программу “Подарим детям стадион” поддержал президент Путин.

Надеюсь, что Семин останется

— Как соотносятся у вас заботы о профессиональном и массовом футболе?

— Они связаны достаточно прочно. Для здоровья общества массовый футбол важнее. И я считаю, что даже если ни один мальчишка из какого-то детского клуба не заиграет “по мастерам”, то подростковая структура все равно свою задачу выполнит. Ведь она помогает приобщить детей к правильному образу жизни. А профессиональный спорт, надо честно сказать, здоровья не прибавляет. Там люди, наоборот, его совершенно осознанно тратят, зарабатывая большие деньги.

Но в то же время профессиональный футбол — привлекательный продукт для миллионов наших сограждан, а значит, и для бизнесменов. Те, в свою очередь, готовы вкладывать свои средства в клубную инфраструктуру, в том числе в систему подготовки резерва. То есть большой футбол кормит и детский спорт. Поэтому мы всячески заинтересованы, в частности, в поднятии престижа чемпионата страны. Для этого надо упорядочить ситуацию с легионерами, ввести жесткий лимит на их количество в клубах премьер-лиги. Ведь это ненормально, когда на поле в форме российского клуба выходят десять, а то и все одиннадцать зарубежных футболистов. Не хочу пускать в сторону элитного дивизиона критическую стрелу. Все-таки для меня эта структура — не чужая (Виталий Мутко был первым президентом премьер-лиги в 2002-2003 годах. — М.Ш.). Уверяю, что в ближайшее время мы эти кризисные моменты снимем. Я верю, что мы поднимем наш футбол на достойный уровень и вернем все потерянные за последние годы позиции. Тогда можно будет сказать, что я работаю в РФС не зря.

— И напоследок несколько вопросов на наболевшие темы. Недавно “Алания” и “Терек” обратились в РФС с просьбой расширить премьер-лигу с 16 до 18 клубов.

— У этой инициативы нет ни единого шанса. Нельзя менять правила игры по ходу чемпионата. А то и в следующем году выбывающие команды тоже потребуют расширить элитный дивизион. Но уже до 20 клубов. Это никуда не годится.

— А кто будет главным тренером национальной сборной?

— Пока мы видим на этом посту Юрия Семина. Будут еще переговоры, консультации. Юрий Павлович — специалист высокого класса, и я надеюсь, что он останется в сборной.

Труд-7 №206 за 03.11.2005

***